Забвение на берегу: прогулка по уфимскому кладбищу кораблей

История уфимского речного флота уходит в прошлое на несколько десятилетий. Когда-то по Белой курсировали грузовые баржи, нагруженные лесом и стройматериалами, а пассажирские теплоходы были не только частью круизной романтики, но и обычным городским транспортом. Сегодня же былые мощности тихо ржавеют на ремонтной базе на окраине города. В этом материале я хочу поделиться впечатлениями от посещения этого удивительного места — своеобразного музея под открытым небом, где время будто остановилось.

Случайная находка

О существовании этого места я узнал совершенно случайно, листая уфимские сообщества в соцсетях в поисках необычных городских локаций. Стоянка судов, отслуживших свой срок и дожидающихся утилизации, сразу привлекла моё внимание как уникальная и немного грустная достопримечательность.

Район Затон и его тайна

Находится этот объект в микрорайоне Затон. Это типичный спальный район, утопающий в зелени среди панельных многоэтажек. Именно здесь, на берегу старого русла реки Белой, расположен судоремонтный завод, а рядом с ним — та самая стоянка разношёрстной речной флотилии, которую местные жители метко прозвали «кладбищем кораблей».

Справка: ООО "Судоремонтно-судостроительный завод"- одно из старейших предприятий г.Уфы. Год образования завода 1918, когда в старом русле р. Белой был образован Старицкий затон.

Нам удалось насчитать около тридцати единиц корабельной техники, находящейся на разных стадиях «угасания». Среди них были баржи, катера, дебаркадеры и пассажирские теплоходы. Было заметно, что некоторые суда, возможно, после ремонта ещё выйдут в навигацию, но участь большинства — быть пущенными на металлолом.

На палубе истории

Мы прошлись вдоль причаленной к берегу техники и даже поднялись на борт плавучей платформы, рядом с которой стоял безымянный речной теплоход. Название с бортов было практически стёрто, но при внимательном взгляде угадывались очертания отдельных букв.

Скорее всего, ещё несколько лет назад этот теплоход бороздил воды реки под именем «Мулланур Вахитов». Покопавшись на профильных интернет-ресурсах, мне удалось найти о нём некоторую информацию.

Справка: «Мулланур Вахитов» — пассажирский речной теплоход, построенный по проекту 305 на венгерской верфи в 1960 году. В 2011 году состоялась последняя навигация «Мулланура Вахитова».

Конец эпохи

Теплоход «Мулланур Вахитов»

Это судно — одно из десяти двухпалубных пассажирских теплоходов проекта 305, которые когда-то принадлежали Башкирскому речному пароходству. Само юридическое лицо было признано банкротом в 2016 году, поэтому все неликвидные активы, включая флот теплоходов, по всей видимости, пойдут под нож, то есть на металлолом. Теплоходы этого типа массово встали к причалу после трагедии с «Булгарией» в 2011 году, которую, уверен, многие ещё помнят. Общий спад интереса туристов к речным круизам, во многом из-за высокой стоимости билетов, также объясняет тяжёлое экономическое положение компаний, занимающихся этим видом услуг.

Согласно открытым источникам, восемь судов проекта 305 из состава флота Башкирского речного пароходства были назначены на демонтаж: «В. М. Зайцев», «Габдулла Тукай», «Герой Александр Головачев», «Герой Ю. Гагарин», «Мулланур Вахитов», «Муса Гареев», «Салават Юлаев» и «Федор Кибальник».

Взгляд с высоты

В день нашей поездки нам невероятно повезло с погодой. Мы решили воспользоваться моментом и запустили квадрокоптер, чтобы запечатлеть эту необычную локацию с высоты птичьего полёта и получить по-настоящему уникальные кадры.

Эпилог

Сегодня речное судоходство переживает далеко не лучшие времена. Белая обмелела, судоходство из прибыльного дела превратилось в основном в убыточное, а пассажирские перевозки и вовсе свернули из-за отсутствия выгоды и низкого спроса. Сейчас в это трудно поверить, но в период с 1985 по 1991 годы теплоходы регулярно курсировали по маршруту Уфа — Москва — Уфа. |Т.У.|

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, топодпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!