История уфимского речного флота уходит корнями в прошлое. Еще несколько десятков лет назад по водной глади Белой активно сновали груженые лесом и стройматериалами баржи, а пассажирские теплоходы были не просто частью туристических маршрутов, но и полноценным городским транспортом. Сегодня же былое могущество речфлота медленно разрушается под воздействием времени на территории ремонтной базы на окраине города. В этом материале я хочу поделиться впечатлениями от нашей экспедиции в это необычное место — уфимское «кладбище кораблей».
Случайная находка
О существовании этого места я узнал совершенно случайно, листая местные сообщества в поисках интересных и малоизвестных городских локаций. Стоянка отслуживших свой срок судов, ожидающих своей участи, сразу привлекла мое внимание как нестандартная и атмосферная достопримечательность.
Район Затон и его тайна
Находится этот объект в микрорайоне Уфы под названием Затон. Это типичный спальный район, утопающий в зелени среди панельных многоэтажек. Именно здесь, на берегу старого русла реки Белой, расположен судоремонтный завод, а рядом с ним — та самая стоянка разношерстной речной флотилии, которую местные жители и называют «кладбищем кораблей».
Справка: ООО "Судоремонтно-судостроительный завод"- одно из старейших предприятий г.Уфы. Год образования завода 1918, когда в старом русле р. Белой был образован Старицкий затон.
Нам удалось насчитать около тридцати единиц корабельной техники, находящейся на разных стадиях «угасания». Среди них были и баржи, и катера, и дебаркадеры, и пассажирские теплоходы. Было очевидно, что некоторые суда, возможно, после ремонта еще выйдут в навигацию, но судьба большинства из них предрешена — они превратятся в металлолом.
На борту
Мы прогулялись вдоль причаленной к берегу техники и даже поднялись на борт плавучей платформы, рядом с которой стоял безымянный речной теплоход. Название с его бортов было практически стерто, но при внимательном рассмотрении можно было угадать очертания некоторых букв.
Скорее всего, еще несколько лет назад этот теплоход бороздил воды реки под именем «Мулланур Вахитов». Покопавшись на профильных интернет-ресурсах, мы смогли найти о нем некоторую информацию.
Справка: «Мулланур Вахитов» — пассажирский речной теплоход, построенный по проекту 305 на венгерской верфи в 1960 году. В 2011 году состоялась последняя навигация «Мулланура Вахитова».
Судьба флотилии
Теплоход «Мулланур Вахитов»Это судно — одно из десяти двухпалубных пассажирских теплоходов проекта 305, которые когда-то принадлежали Башкирскому речному пароходству. Само юридическое лицо было признано банкротом в 2016 году, и все его неликвидные активы, включая парк теплоходов, по всей видимости, пойдут под нож, то есть на металлолом. Теплоходы этого типа массово встали к причалу после трагедии с «Булгарией» в 2011 году, которую, уверен, многие еще помнят. Общий спад интереса туристов к речным круизам, во многом из-за высокой стоимости билетов, также объясняет тяжелое экономическое положение компаний, занимающихся этим видом услуг.
Согласно открытым источникам, на демонтаж были подписаны восемь судов проекта 305 из состава флота Башкирского речного пароходства: «В. М. Зайцев», «Габдулла Тукай», «Герой Александр Головачев», «Герой Ю. Гагарин», «Мулланур Вахитов», «Муса Гареев», «Салават Юлаев» и «Федор Кибальник».
Взгляд с высоты
В день нашей поездки нам невероятно повезло с погодой. Мы решили воспользоваться моментом и запустили квадрокоптер, чтобы запечатлеть эту уникальную локацию с высоты птичьего полета и получить по-настоящему интересные кадры.
Эпилог эпохи
Сегодня речное судоходство переживает далеко не лучшие времена. Белая обмелела, судоходный бизнес из прибыльного превратился в основном в убыточный, а пассажирские перевозки и вовсе свернули из-за отсутствия выгоды и низкого спроса. Сейчас в это трудно поверить, но в период с 1985 по 1991 годы теплоходы регулярно курсировали по маршруту Уфа — Москва — Уфа. |Т.У.|
Поддержите наш проект!
Если вы еще не подписаны, топодпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!