Заброшенная флотилия: прогулка по уфимскому кладбищу кораблей

История уфимского речного флота уходит корнями в прошлое. Еще несколько десятилетий назад по водным артериям активно курсировали груженые баржи и пассажирские теплоходы. Сегодня же от былого величия остались лишь ржавеющие остовы, доживающие свой век на отдаленной ремонтной базе. В этом материале я хочу поделиться впечатлениями от посещения этого необычного места — своеобразного музея под открытым небом, где время, кажется, остановилось.

Случайная находка

О существовании этого места я узнал совершенно случайно, листая местные сообщества в поисках интересных городских локаций. Мысль о стоянке отслуживших свой срок судов, ожидающих своей участи, показалась мне крайне любопытной. Так родилась идея этой экспедиции.

В сердце Затона

Наш путь лежал в микрорайон Затон — тихий спальный район, утопающий в зелени. Именно здесь, на берегу старого русла реки Белой, расположен судоремонтный завод, а рядом с ним — та самая стоянка, которую местные жители метко прозвали «кладбищем кораблей».

Справка: ООО "Судоремонтно-судостроительный завод"- одно из старейших предприятий г.Уфы. Год образования завода 1918, когда в старом русле р. Белой был образован Старицкий затон.

Нашему взору предстало около тридцати единиц корабельной техники в разной степени сохранности. Среди них были и баржи, и катера, и дебаркадеры, и некогда величественные пассажирские теплоходы. Было очевидно, что судьба у них разная: некоторые, возможно, еще вернутся в строй после ремонта, но большинство уже никогда не выйдут в плавание и обречены стать металлоломом.

На палубе истории

Нам удалось не только пройтись вдоль причаленной техники, но и подняться на борт одной из плавучих платформ. Рядом с ней стоял безымянный теплоход. Название с его бортов было почти полностью стерто временем и стихией, но приглядевшись, можно было угадать очертания отдельных букв.

После небольшого расследования в интернете мы предположили, что несколько лет назад этот корабль бороздил воды под именем «Мулланур Вахитов».

Справка: «Мулланур Вахитов» — пассажирский речной теплоход, построенный по проекту 305 на венгерской верфи в 1960 году. В 2011 году состоялась последняя навигация «Мулланура Вахитова».

Конец эпохи

Теплоход «Мулланур Вахитов»

Это судно — лишь одно из десяти двухпалубных пассажирских теплоходов проекта 305, когда-то составлявших гордость Башкирского речного пароходства. После банкротства пароходства в 2016 году его неликвидные активы, включая весь парк судов, скорее всего, будут утилизированы. Массовый вывод таких теплоходов из эксплуатации начался после трагедии с «Булгарией» в 2011 году, которая наложила серьезный отпечаток на всю отрасль. Ситуацию усугубил и общий спад интереса к речным круизам из-за их высокой стоимости, что поставило многих судовладельцев в крайне тяжелое экономическое положение.

Согласно открытым данным, на демонтаж были подписаны восемь судов этого проекта: «В. М. Зайцев», «Габдулла Тукай», «Герой Александр Головачев», «Герой Ю. Гагарин», «Мулланур Вахитов», «Муса Гареев», «Салават Юлаев» и «Федор Кибальник».

Взгляд с высоты

В день нашей поездки погода благоволила нам, и мы решили воспользоваться случаем, чтобы взглянуть на эту локацию с нового ракурса. Запущенный в небо квадрокоптер позволил сделать уникальные кадры с высоты птичьего полета, которые ярко демонстрируют масштаб этого «последнего причала».

Эпилог

Сегодня речное судоходство в регионе переживает явный упадок. Обмеление реки Белой, экономическая нецелесообразность и низкий спрос на пассажирские перевозки привели к сворачиванию многих маршрутов. Сложно представить, но в период с 1985 по 1991 годы теплоходы регулярно курсировали по маршруту Уфа — Москва — Уфа, связывая столицу республики со столицей страны. Те времена остались лишь в памяти и на пожелтевших фотографиях. |Т.У.|

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, топодпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!