Имя Виктора Брюханова навсегда связано с трагическими событиями на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшими в ночь на 26 апреля 1986 года. В тот момент, когда на четвёртом энергоблоке произошёл взрыв, сам Брюханов находился дома, в Припяти, и мирно спал. Работы по плановой остановке реактора для проведения капитального ремонта не вызывали у специалистов никаких опасений — подобные процедуры выполнялись и раньше.
Непосредственно за ходом остановки в ту роковую ночь наблюдал опытный инженер Анатолий Дятлов. Никто из персонала не предполагал, к каким ужасающим последствиям приведёт этот эксперимент. Существовала непоколебимая уверенность в абсолютной безопасности реакторов типа РБМК-1000. Даже их создатель, академик Александров, публично заявлял, что подобный реактор настолько надёжен, что его можно было бы установить прямо на Красной площади в Москве. Вера в эту технологию была беспредельной.
Виктор Брюханов
Однако случилось непоправимое. Реактор взорвался, выбросив в атмосферу огромное количество радиоактивных веществ и сделав обширные территории непригодными для жизни на сотни лет вперёд. Из тридцатикилометровой зоны отчуждения вокруг станции было эвакуировано свыше ста тысяч человек.
По оценкам Министерства здравоохранения Украины, последствия той аварии до сих пор сказываются на здоровье более трёх миллионов людей.
ЧАЭС 1987-2018
В ночь катастрофы Виктор Брюханов, узнав о происшествии, немедленно прибыл на станцию, чтобы лично разобраться в ситуации. Там он получил значительную дозу радиации. До 1988 года он продолжал работать на ЧАЭС, но уже не в роли директора, а в должности начальника технического отдела.
В 1988 году по итогам суда Виктор Брюханов был приговорён к десяти годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима.
Дом, в котором жил Виктор Брюханов, город Припять, 2019 год
Нетрудно представить, через какие испытания пришлось пройти Брюханову. Его обвинили в «крупных ошибках и недостатках в работе, приведших к катастрофе». При этом в момент аварии его не было на рабочем месте, что, впрочем, и не требовалось регламентом. Формально именно он, как руководитель, нёс ответственность за профессионализм своего коллектива. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что в условиях СССР Виктор Брюханов стал своего рода «козлом отпущения», на которого было удобно возложить всю вину.
Бывший директор отбыл в колонии три года и в 1991 году был освобождён досрочно. После освобождения он вернулся и продолжил работать на Чернобыльской АЭС. Брюханов никогда публично не признавал своей прямой вины в катастрофе, но стремился быть полезным в ликвидации её последствий. За годы работы после аварии он накопил серьёзные дозы облучения, что в итоге привело к получению им второй группы инвалидности.
Белый дом в Припяти, где жил Брюханов
Виктор Петрович трудился на станции до 1992 года, после чего перешёл на работу в государственное предприятие «Укринтерэнерго».
Сегодня Виктор Брюханов живёт в Киеве, в Деснянском районе. Ему 84 года. Он делит обычную квартиру со своей супругой, получая скромную пенсию и ведя очень тихую, уединённую жизнь. Несколько лет назад он перенёс инсульт. Бывший директор категорически отказывается от любых интервью и публичных выступлений, и, на мой взгляд, это совершенно правильное решение, позволяющее ему сохранить покой в преклонном возрасте.
Виктор Брюханов, 2015 год
Эта статья не ставит своей целью кого-либо осуждать.
Я также имел возможность побывать в квартире Виктора Петровича в Припяти:
