Кладбища встречаются повсюду: древние и новые, для людей и для питомцев, с разными традициями и историей.
Но существуют и особые места — «кладбища цивилизации», где находят последнее пристанище творения человеческих рук. Сегодня я хочу рассказать об одном таком месте в центральной России — огромной базе, которая когда-то служила для ремонта и эксплуатации флота, а теперь превратилась в последний причал для кораблей.
Почему корабль оказывается на суше?
Судно оказывается на твердой земле обычно только в трёх ситуациях:
- Его только что построили и готовятся к спуску на воду.
- Оно проходит серьёзный ремонт или модернизацию.
- Его окончательно вывели из эксплуатации и готовят к утилизации.
Бывают, конечно, и исключения — когда корабль становится памятником или рестораном, но это скорее редкие случаи, чем правило.
Последний путь
Место, о котором я рассказываю, становится финальной точкой для множества судов — и больших пассажирских теплоходов, и скромных рабочих барж.
Одни приходят сюда своим ходом, другие — на буксире. Здесь их тщательно осматривают и выносят вердикт. Если восстановление признаётся экономически невыгодным, с корабля снимают всё ценное оборудование, а остов отправляют под нож газорезчика.
Многие суда советской постройки уже давно отслужили свой срок, поэтому у этой базы нет недостатка в «поставках». Некоторые корабли ждут своей участи годами, постепенно покрываясь ржавчиной и обрастая легендами.
Искажённое восприятие
Это, конечно, не океанские гиганты, но видеть такую махину на суше — зрелище всё равно необычное.
Когда корабль плывёт по реке, значительная часть его корпуса скрыта под водой, и он кажется меньше. А когда вся его громада возвышается над тобой на берегу, понимаешь его истинные масштабы.
Помимо пассажирских судов, здесь можно увидеть грузовые баржи и буксиры-толкачи. Многие из них просто дрейфуют у причала, дожидаясь своей участи.
Временные подпорки
Трудно даже представить, сколько весит такой корабль, и меня всегда удивляла кажущаяся ненадёжность его временных опор.
Его поставили на деревянные чурбаки! Это всё равно что поставить машину в гараже на полено, пока меняешь колесо.
Внутри былого величия
Мне удалось подняться на останки одного из круизных теплоходов. От него уже мало что осталось — верхние палубы, где когда-то располагались каюты и зоны отдыха, были срезаны. Сохранились лишь нижние ярусы.
Внизу находилось сердце корабля — машинное отделение. Двигатели, разумеется, демонтировали в первую очередь, остались лишь пульты управления и паутина трубопроводов.
Вот так этот отсек выглядит сверху. Раньше он не был открытым — над ним находились другие палубы. Но чтобы вытащить тяжеленные двигатели, в перекрытиях пришлось прорезать огромные люки.
Соседний корабль сохранился лучше, но попасть на него было сложнее. Администрация базы позаботилась о том, чтобы посторонние не лазили по судам, ожидающим утилизации.
Делается это не столько из-за любопытных вроде нас, сколько из-за тех, кто норовит утащить всё, что плохо лежит, в поисках лёгкой наживы.
Соседство эпох
Рядом с этим кладбищем кораблей находятся вполне рабочие шлюзы. Через них до сих пор проходят суда, преодолевая разницу уровней между рекой и водохранилищем.
Вся эта картина производит сильное впечатление. Летом можно наблюдать, как шлюзы пропускают новые корабли, а буквально в сотне метров, в тени деревьев, тихо разбирают на металл наследие ушедшей эпохи.
Фотографии и текст для NordSkif & Co — резидент Дмитрий "Oesolod"
