Путешествие во времени: история бронированного штабного вагона маршалов Блюхера и Жукова

Хочу поделиться историей одного уникального железнодорожного вагона, который стал немым свидетелем ключевых событий XX века. Речь пойдёт о бронированном штабном вагоне-салоне, который когда-то служил командующему Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии, маршалу Василию Блюхеру. Этот раритет, сохранившийся ещё с царских времён, сегодня можно увидеть в военном музее на Дальнем Востоке.

Вагон впечатляет своими параметрами: длина 21,5 метра, вес 74,6 тонны. Его построили в Ростове-на-Дону в 1915 году для высшего военного руководства — изначально он предназначался для ставки императора Николая II в Первую мировую войну. Интересно, что в той же войне участвовал и будущий маршал Блюхер, тогда простой слесарь с Мытищинского завода, удостоенный за храбрость двух Георгиевских крестов.

Существует любопытная, хотя и не подтверждённая документально, легенда: якобы именно в этот вагон доставили приказ Временного правительства об отречении Николая II от престола, после чего императора под конвоем отправили в Петроград. Проверить эту историю сейчас сложно, но она добавляет вагону мистического ореола.

После Февральской революции Блюхер оказался в Самаре, где свел знакомство с революционером Куйбышевым. Тот направил его в 102-й запасной полк для агитационной работы. Блюхер быстро вошёл в полковой комитет и горсовет солдатских депутатов, а после Октябрьской революции стал помощником комиссара Самарского гарнизона. Позже его ждали командировки на Южный Урал и в Крым — события тех лет достойны отдельного рассказа, но сейчас я сосредоточусь на дальневосточной главе его биографии.

Когда в стране разгорелась Гражданская война, вагон оказался на Дальнем Востоке и перешёл в распоряжение командования Народно-револютельной армии Дальневосточной республики, которую возглавлял военный министр Блюхер.

После победы над белогвардейцами Блюхера отправили в Китай в качестве главного военного советника. Под его руководством в 1929 году части Красной армии разгромили китайские войска в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. Тогда же была сформирована Особая Краснознамённая Дальневосточная армия.

Кстати, Блюхер вошёл в историю не только как один из первых маршалов СССР, но и как первый кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды.

Поскольку вся служба Блюхера была связана с Дальним Востоком, для его служебных поездок и был приспособлен этот самый вагон.

Трагическая развязка наступила 22 октября 1938 года: Блюхера с женой и братом арестовали на даче Ворошилова по ордеру, подписанному наркомом Ежовым.

Арестованных разместили в разных купе его же служебного вагона и 24 октября доставили в Москву на Лубянку. В тюрьме НКВД Блюхеру присвоили номер 11 и поместили в камеру №93, где его подвергали ежедневным допросам с пытками; семь раз допрашивал лично Берия. 9 ноября 1938 года маршал скоропостижно скончался в кабинете тюремного врача. Уже задним числом, 10 марта 1939 года, его лишили звания и приговорили к расстрелу за «шпионаж в пользу Японии».

Справедливость восторжествовала лишь в 1955 году, через два года после расстрела Берии. Комитет партийного контроля пересмотрел дело, и Блюхер был посмертно реабилитирован вместе с членами своей семьи.

Во время Великой Отечественной войны вагон отправился на запад и сопровождал наступающие части Красной армии, служа уже в качестве штабного вагона-салона для маршалов Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и Ивана Баграмяна.

В 1945 году он вошёл в состав правительственного поезда, доставившего советскую делегацию в поверженную Германию для участия в Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 года), где были закреплены итоги победы над фашизмом.

С 1976 года вагон был приписан к отдельной железнодорожной бригаде и использовался её командиром, а затем вновь вернулся на Дальний Восток. С 1982 года он базировался на станции Хабаровск-1, вероятно, как мобильный пункт управления.

Весной 1987 года вагон перевезли в окружной Военно-исторический музей Хабаровска, где он и стал центральным экспонатом. Для его транспортировки ночью по центральной улице города даже пришлось временно демонтировать троллейбусные провода.

За долгие годы эксплуатации тележки вагона, судя по всему, были заменены.

Сохранились старые выключатели. Мне посчастливилось запечатлеть вагон до ремонта, когда внутри ещё не провели современное освещение, которое, на мой взгляд, немного нарушает историческую атмосферу.

Вдоль коридора на стенах развешаны информационные планшеты со старыми фотографиями, которые помогают погрузиться в прошлое.

Внутреннее убранство

Давайте заглянем внутрь. Первым делом осмотрим салон, расположенный в самом дальнем конце вагона. За шторкой на стене скрывается дверь, ведущая прямо в межвагонное пространство.

Именно здесь кипела штабная работа, принимались судьбоносные решения.

Купе и бытовые помещения

Теперь посмотрим на купе.

Двухместное купе оборудовано небольшим столиком и шкафчиками для личных вещей. Верхняя полка здесь заметно уже нижней.

Ещё одно двухместное купе, но уже без шкафчиков.

А это ванная комната командующего. Попасть в неё можно было не только из коридора, но и из небольшого рабочего кабинета.

Говорят, интерьер ванной пришлось восстанавливать, так как к моменту передачи вагона музею она находилась в плачевном состоянии.

А вот кухня, расположенная у самого тамбура вагона.

К сожалению, после войны часть оригинальных материалов интерьера и сантехнику заменили на более современные, а позже обновили и электрооборудование. Тем не менее даже этим предметам уже больше семидесяти лет.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за внимание и до новых встреч.