Кладбища бывают разные — от древних индейских некрополей до современных погостов для домашних питомцев. Но есть особые места, где находит свой последний приют техника. Сегодня я хочу рассказать об одном из крупнейших в центральной России кладбищ кораблей, расположенном на территории ремонтно-эксплуатационной базы флота.
Как видите, суда здесь стоят на суше — это непривычное для них состояние. Обычно даже зимовку они проводят на воде. Корабль оказывается на земле лишь в трёх ситуациях:
- Судно только построили и готовятся к спуску на воду.
- Оно проходит серьёзный ремонт или восстановление.
- Его вытянули на берег для последующего демонтажа и разделки на металл.
Конечно, бывают исключения — например, когда судно становится памятником или музеем, но это редкие, единичные случаи.
Последний путь и решение судьбы
Это место стало финальной стоянкой для множества судов — и крупных теплоходов, и скромных барж. Часть из них приходит сюда своим ходом, другие — на буксире. Здесь каждое судно тщательно осматривают и принимают решение: восстанавливать или пускать под нож. Если ремонт признаётся нецелесообразным, с корабля снимают всё ценное оборудование, а корпус отправляют в утиль.
Многие советские суда уже давно отработали свой ресурс, поэтому у базы нет недостатка в «поставках». Наоборот, некоторые корабли ждут своей участи по десять-двадцать лет, постепенно превращаясь в ржавые остова.
Неожиданные масштабы
Это, конечно, не океанские лайнеры, но видеть такую махину на суше всё равно непривычно. Когда корабль идёт по реке, почти треть корпуса скрыта под водой, и он кажется меньше. А когда вся эта громадина возвышается над тобой на берегу, понимаешь её истинные размеры.
Помимо старых пассажирских теплоходов, на базе есть грузовые баржи и толкачи. Многие из них просто дрейфуют у причала, дожидаясь своей участи.
Я даже представить не могу, сколько весит этот корабль, но его система хранения выглядит не слишком надёжной. Его поставили на деревянные подпорки! Это как поставить машину в гараже на полено, пока меняешь колёса.
Внутри умирающего теплохода
Мне удалось подняться на останки одного из круизных теплоходов. От него уже мало что осталось — спилили почти всё, кроме нижних палуб. Верхние, где были каюты и зоны отдыха, ушли первыми.
Внизу находилось сердце корабля — машинное отделение. Двигатели отсюда уже вывезли, осталась лишь система управления.
Вот так этот отсек выглядит сверху. Конечно, раньше он не был открытым — над ним были другие палубы. Но чтобы вытащить двигатели, пришлось прорезать огромную дыру.
Соседнее судно сохранилось лучше, но попасть на него было сложнее. На базе позаботились о том, чтобы посторонние не могли подняться на борт теплохода, ожидающего утилизации.
Контраст жизни и смерти
Рядом с кладбищем кораблей работают действующие шлюзы — через них суда преодолевают перепад уровней между нижним течением реки и водохранилищем.
Вся эта картина производит сильное впечатление. Летом можно наблюдать, как шлюзы пропускают живые суда, а совсем рядом, в тени деревьев, тихо разбирают на части советское наследие.
Фотографии и текст для NordSkif & Co — резидент Дмитрий "Oesolod"
