Хочу поделиться с вами удивительной находкой — участком подземной реки, который был создан из пусковых шахт для ядерных ракет Р-29. Эти шахты были демонтированы с атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667 (модификаций 667Б или 667БДР). Неудивительно, что местные прозвали этот водоток «ядерной речкой».
Открытый участок речного русла скрывается под дорогой, которая пересекает его путь.
Здесь нас встречает вход в подземную часть, своеобразный портал.
Присмотревшись, можно испытать настоящий шок: перед нами лежит, уложенная горизонтально и частично разобранная, ни что иное как пусковая шахта для баллистической ракеты с ядерной боеголовкой.
За ней следует ещё около пяти таких же шахт, соединённых в единую ливневую канализационную трубу.
История открытия
Изначально мы были уверены, что имеем дело с транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) от наземных ракет шахтного базирования. Однако, углубившись в тему, мы отказались от этой версии. Все известные ТПК сопоставимых размеров изготавливались из лёгких композитов, например, стеклопластика, а не из толстого металла. К тому же, крепёжные элементы не совпадали с теми, что мы видели на архивных фотографиях. В итоге разгадка оказалась куда более впечатляющей.
Ключевой подсказкой стали 12 упоров вокруг оголовка шахты и характерные крепления. Мы начали сравнивать их с фотографиями пусковых установок различных атомных подводных лодок.
На этой архивной фотографии шахты подлодки также чётко видны 12 упоров. Обратите внимание на левую часть снимка. Там находится что-то вроде сопла газоотводного канала, которое при закрытой крышке должно соединяться с ответной частью на ней.
Схема для наглядности.
Точно такой же элемент мы видим и на нашей находке.
Ещё одно найденное в сети изображение этих шахт. Всё окончательно встало на свои места. Проблема с идентификацией возникла из-за того, что многие внутренние элементы оголовка были демонтированы, но, к счастью, не все.
Исторический контекст
Подводные лодки именно этого проекта базировались недалеко от Владивостока. На фото, найденном в интернете, — РПКСН проекта 667Б, вооружённые ракетами Р-29, у пирса в бухте Павловского.
Слева — К-500, вступившая в строй в 1976 году, перевооружённая на заводе «Звезда» на комплекс Д-9 в 1985-м и утилизированная в 2003-м.
Справа — К-523, вступившая в строй в 1977 году, перевооружённая в 1986-м и утилизированная в 1999-м.
А теперь немного о том, что хранилось в этих шахтах.
Внутри размещались двухступенчатые баллистические ракеты Р-29 комплекса Д-9Р, принятые на вооружение в 1977 году. Они могли нести один боезаряд мощностью 450 килотонн, три по 200 кт или семь по 100 кт, поражая цели на расстоянии от 6500 до 8000 километров. (фото из открытых источников)
Исследование «ядерного» русла
Сбоку от основного портала проделано технологическое отверстие для подключения дополнительного стока.
Всего здесь уложено шесть таких «труб». На каждой подлодке их было по 16. Вполне возможно, что остальные шахты тоже где-то закопаны и служат подземными коллекторами, но нам они пока не встретились.
Внутренний диаметр этих конструкций — около двух метров, что делает прогулку по ним вполне комфортной. Для сравнения: диаметр самой ракеты Р-29 составлял 1.8 метра.
Находиться внутри было невероятно интересно. Мы с любопытством разглядывали сохранившиеся детали. Вот, например, смотровые окошки.
Различные технологические вводы и отверстия.
Заглушки.
Информационные таблички. На одной из них указан 1979 год. Возможно, в будущем это поможет определить, с какой именно подлодки были сняты эти «стволы».
А также многочисленные крепления. С них, судя по всему, открутили всё, что могло цеплять мусор во время ливней и приводить к засорам этого необычного русла.
Кстати, искусственного освещения здесь нет совсем.
В самой глубине сохранились даже недемонтированные направляющие, края которых хорошо видны на той самой архивной фотографии шахты подлодки.
Далее «стволы» подлодки заканчиваются, и река продолжает течь уже по обычному железобетонному коллектору.
После увиденного обычная бетонная труба уже не вызывала никакого интереса, и идти долгий путь до следующего выхода на поверхность по ней не захотелось.
Поэтому мы развернулись и отправились обратно, чтобы ещё раз осмотреть эти уникальные пусковые шахты, нашедшие своё второе, столь мирное применение.
На этом всё. Если вам было интересно, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в наших исследованиях!
