Ядерная речка: как пусковые шахты подлодок стали ливневым коллектором

Хочу поделиться с вами удивительной находкой — участком подземной реки, который был сооружён из настоящих пусковых шахт для ядерных ракет Р-29. Эти шахты были демонтированы с атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 667 (модификаций 667Б или 667БДР). Неудивительно, что местные прозвали этот водоток «ядерной речкой».

Открытый участок ручья скрывается под дорогой, пересекающей его русло.

Здесь нас встречает вход в подземную часть.

Присмотревшись, можно испытать настоящий шок: перед нами лежит, в горизонтальном положении и частично разобранная, пусковая шахта для баллистической ракеты.

За ней следует ещё примерно пять таких же шахт, соединённых в единую ливневую трубу.

Путь к разгадке

Изначально мы думали, что это транспортно-пусковые контейнеры от наземных ракет шахтного базирования. Однако, углубившись в тему, мы отказались от этой версии. Все известные ТПК подобных размеров изготавливались из лёгких композитов, например, стеклопластика, а не из толстой стали. К тому же, крепёжные элементы не совпадали с теми, что мы видели на архивных фотографиях. Разгадка оказалась куда интереснее.

Ключом стали 12 упоров вокруг оголовка шахты и специфические крепления. Мы начали сравнивать их с фотографиями шахт различных атомных подводных лодок.

На этой архивной фотографии шахты подлодки тоже чётко видны 12 упоров. Обратите также внимание на левую часть снимка. Там находится что-то вроде сопла газоотводного канала, которое при закрытой крышке шахты соединялось с ответной частью на ней.


Схема для наглядности.

Точно такой же элемент мы видим и на нашей находке.

Ещё одно найденное в сети фото этих шахт. Всё окончательно встало на свои места. Проблема с идентификацией была в том, что многие внутренние элементы оголовка были демонтированы, но, к счастью, не все.

Исторический контекст

Подводные крейсеры проекта 667Б, вооружённые ракетами Р-29, как раз базировались недалеко от Владивостока. На фото, найденном в интернете, — подобные РПКСН у пирса в бухте Павловского.
Слева — К-500, вступившая в строй в 1976 году, прошедшая перевооружение на заводе «Звезда» в 1985-м и утилизированная в 2003-м.
Справа — К-523, вступившая в строй в 1977 году, перевооружённая в 1986-м и утилизированная в 1999-м.

А теперь — о том, что хранилось в этих шахтах.

В таких шахтах размещались двухступенчатые баллистические ракеты Р-29 комплекса Д-9, принятые на вооружение в 1977 году. Они могли нести боеголовку мощностью 450 килотонн, три боеголовки по 200 кт или семь по 100 кт на расстояние от 6500 до 8000 км. (фото из открытых источников)

Изучение «труб»

Сбоку от входа в коллектор сделали дополнительный подвод, просто проделав отверстие в стенке «трубы».

Всего здесь уложено 6 таких «труб». На каждой подлодке их было по 16. Вполне возможно, что остальные шахты тоже где-то зарыты и служат подземными руслами, но мы их пока не обнаружили.

Внутренний диаметр этих конструкций — около двух метров, и передвигаться по ним довольно удобно. Для сравнения: диаметр самой ракеты Р-29 составлял 1,8 метра.

Было невероятно интересно оказаться внутри такого объекта. Мы с любопытством разглядывали различные детали. Вот, например, смотровые окошки.

Различные технологические вводы и порты.

Заглушки.

Информационные таблички. На одной из них указан 1979 год. Возможно, в будущем это поможет вычислить, с какой именно подлодки были сняты эти «стволы».

А также многочисленные крепления. С них, видимо, скрутили всё, что только можно, чтобы во время ливней мусор не цеплялся и не засорял это необычное ядерное русло.

Стоит отметить, что радиационный фон здесь в норме.

В глубине коллектора даже сохранились недемонтированные направляющие, края которых хорошо видны на том самом архивном фото шахты подлодки.

Конец «ядерного» участка

Далее «стволы» подлодки заканчиваются, и река продолжается уже в виде обычного железобетонного коллектора.

После увиденного остальная часть подземной речки уже не вызывала такого интереса, и идти долгий путь до следующего выхода на поверхность по обычному тоннелю не захотелось.

Поэтому мы развернулись и отправились назад, чтобы ещё раз осмотреть эти уникальные пусковые шахты.

На этом всё. Если материал был вам интересен, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в наших исследованиях!