"Подземное море" с техникой в гранитной горе

    Большое недостроенное, но эксплуатировавшееся во время ВОВ убежище, пройденное в граните. Если точнее, то это недостроенная и отделённая забутовкой часть ныне используемого очень серьёзного защитного сооружения.принадлежащего МЧС.



    Историю это сооружение берёт с начала ВОВ, когда штабы МПВО ставили задачи по срочному созданию убежищ для мирного населения. По неподтверждённой информации к 1943 году убежище в скале было достроено но без бетонной обделки (не путать с отделкой) и в нём разместилось городское управление.
    В 1950-х гг. было принято решение о расширении защитного сооружения и всё шло хорошо пока из за плохой геологической разведки не был вскрыт водоносный слой. Поступающую в выработки воду остановить не удавалось и было принято самое простое решение-отделить несколькими метрами бетона топящуюся часть сооружения, что и сделали. Большую часть объекта достроили, а затопленную не трогали несколько десятков лет.
    В 1990-х гг. в ней всё же откачали воду и решили перестроить в подземный районный гараж. Работа вновь закипела и выработки опять стали расширять, но проблему поступающей воды так решить и не вышло. В 2008 г. затопленную часть вновь откачивали, когда в достроенном объекте активно шла модернизация, но довольно быстро здесь вновь появилась вода.

    В итоге регулярными посетителями на лодках и плотах здесь являются лишь диггеры.

    Мы спускаемся через один из порталов. Сразу у входа находится огромная железобетонная ниша под гермоворота с электрическим приводом. Говорят в достроенном объекте установлены именно такие.

    На потолке противооткол поросший сталактитами.

    Ниша видимо под щиты управления гермоворотами. Далее горная выработка уходит под углом вниз.

    И приводит к воде. Всего несколько шагов и глубина будет по шею, а дальше и ещё глубже.

    Поэтому нам поможет лишь плавсредство. И оно у нас есть. Такой плот за раз может увезти три-четыре человека, но нас больше и придётся плыть в три захода.



    Мы уплываем в самую дальнюю часть объекта мимо нескольких отворотов.

    И выплываем в огромный главный зал, где были смонтированы гаражи.

    На два из которых мы и высадились. Здесь воды преимущественно чуть выше пояса, но есть места где и с головой.

    А пока плот уплыл за следующей группой мы начинаем осматриваться.

    На гараже лежат трубы и арматура.

    Кусок какого-то центробежного вентилятора с ротором.

    Рядом с гаражами в воде покоится какой-то трактор. Такие же используются в рудниках.



    Он упёрся в выработанную породу и застыл навсегда.

    Переход в достроенную часть, далее идёт несколько метров бетона.

    Проход к ещё паре блоков и вентиляционному стволу. Здесь очень глубоко и приходится балансировать на уложенных трубах и карабкаться по стенам.

    Недостроенный двухэтажный блок.

    Напротив ещё один гораздо меньших размеров. Здесь сохранилась опалубка.

    Вернёмся в главный зал.

    В одном из гаражей есть ещё одна интересность.



    Это стоящий на своей последней парковке УАЗ-3303, прозванный в народе "Головастиком".

    По ржавчине можно заметить, что уровень воды здесь обычно ещё выше.

    Вообще по разным выработкам разбросано ещё много интересного. Это бетономешалка, компрессоры, всякие другие агрегаты и прожекторы с электрощитами. Но всё сфотографировать очень сложно имея для передвижений лишь плот.

    Так что на этом и закончим.

    Если вам было интересно, то подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.





    © 2009 Энциклопедия Географа