Цифровое спасение древности: как уральские учёные создают 3D-модель палеолитических рисунков

Специалисты из Южно-Уральского государственного университета приступили к амбициозному проекту — созданию детальной виртуальной копии древних наскальных изображений, которые хранятся в Игнатьевской пещере, святилище эпохи палеолита.

Возраст этих уникальных рисунков, по мнению исследователей, достигает 10 000 лет. Однако последние двадцать лет стали серьёзным испытанием для этих бесценных артефактов. Неконтролируемый поток туристов поставил под угрозу само существование древних изображений. Только вдумайтесь: по самым скромным оценкам, ежегодно пещеру посещало около 2000 человек, и всё это происходило без какого-либо надзора со стороны организаций, ответственных за сохранность историко-культурных памятников.

Вход в Игнатьевскую пещеру

Чтобы спасти наследие, учёные выступили с инициативой по обустройству цивилизованного туристического пространства и налаживанию регулируемого процесса посещения. Пока же идут работы по организации пешеходных зон, установке ограждений и лестниц, доступ в пещеру для посторонних лиц полностью закрыт.

За незаконное посещение объекта может грозить крупный штраф

В 2018 году вход в пещеру был окончательно перекрыт, после чего начались восстановительные работы по очистке полостей и, по сути, спасению древних рисунков. Одним из ключевых этапов этой работы станет создание каталога трёхмерных копий артефактов, а также запуск веб-сервиса с виртуальной экскурсией по залам пещеры, в том числе и по тем, куда доступ обычным посетителям будет запрещён.

Историческая ценность Игнатьевской пещеры

Игнатьевская пещера — это крупная известняковая пещера на берегу реки Сим. В 1980 году здесь были обнаружены наскальные рисунки, которые специалисты относят к эпохе палеолита. Эти изображения признаны мировым научным сообществом уникальными историческими артефактами древности.

«У нас появится возможность воссоздать объёмные наскальные рисунки в доступном для всех месте — например, сделать экспозицию в специальном павильоне, аналоге пещеры. Так мы в точности сохраним бесценные артефакты для будущих поколений. Второй важный аспект — перевод рисунков в цифровой 3D-формат позволит изучать уникальную наскальную живопись дистанционно, из любой точки мира, где есть подходящее устройство и интернет», — пояснил в интервью сайту ЮУрГУ историк Гаяз Самигуллов.

Мировой опыт и современные технологии

В последние годы научное сообщество всерьёз озаботилось проблемой сохранения памятников истории. Поэтому в мировой практике всё чаще применяются технологии трёхмерного сканирования исторически значимых объектов. Примечательно, что полученные цифровые модели можно использовать не только как наглядный материал, но и в исследовательской работе. Как показывает практика, с помощью фотограмметрических снимков можно даже совершить научное открытие. Яркий пример — случай из практики египтологов, которые в процессе изучения 3D-модели гробницы Тутанхамона обнаружили ранее неизвестную усыпальницу.

Мишени и кодовые марки фотограмметрической системы. Источник: https://www.susu.ru

Технология создания фотограмметрических снимков была разработана западными учёными несколько десятилетий назад и с тех пор активно используется в самых разных сферах по всему миру. Отечественная разработка отличается тем, что не требует дорогих профессиональных камер — качественные снимки можно получать даже с помощью мобильного телефона. Основное отличие от зарубежных аналогов — оптимизированные алгоритмы обработки полученных данных.

Пока что проект находится на стадии объявления намерений, и готовых результатов ещё нет. Нам остаётся лишь немного подождать, чтобы объективно оценить итоги работы челябинского 3D фотограмметрического комплекса.
|Т.У.|

При подготовке статьи использованы материалы сайта ЮУрГУ https://www.susu.ru

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, топодпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!