Забытые разведчики: как мы нашли в лесу советские реактивные беспилотники

Иногда во время прогулки по лесу случаются неожиданные открытия. Вот идешь себе по тропинке, и вдруг — забор, а за ним, выстроившись в аккуратные ряды, стоит старая военная техника, будто застывшая в прошлом.

Необычная находка

Разной техники мы повидали немало, но эти автомобили с огромными прицепами, напоминающими гигантские зеленые сардельки, встретили впервые. «Ничего себе!» — подумали мы и решили рассмотреть странные «сардельковозы» поближе.

Уверен, большинство из вас даже не догадается, что это за аппараты. А техника, между прочим, уникальная. Это шасси БАЗ-135МБ, которое служило частью тактического разведывательного комплекса «Рейс» ВВС Советского Союза. Именно для таких целей и создавались эти установки.

История машины-носителя

Для начала расскажу о самом автомобиле. БАЗ — это Брянский автомобильный завод. В далекие советские времена, в конце 1950-х, он был филиалом знаменитого ЗиЛа.

Там собирали ЗиЛы 135 МЛ. Однако со временем завод обрел самостоятельность и начал активно модернизировать зиловскую технику, внося собственные конструкторские решения.

Вместо двух бензиновых двигателей инженеры установили один мощный дизельный ЯМЗ 238, такой же, как на КрАЗах. Это освободило пространство, но потребовало переделки кабины.

В те годы над дизайном особо не задумывались, поэтому округлая зиловская кабина превратилась в угловатую и квадратную. Так и появился на свет БАЗ-135МБ.

Загадочные зеленые цилиндры

Теперь самое интересное — эти зеленые бочки. На что они похожи? Ни на водовозку, ни на бензовозку — заливных горловин нет. На самом деле это и есть комплекс «Рейс», смонтированный на шасси БАЗа.

Комплекс разработали в начале 1970-х годов. Идея была простой и гениальной: оперативная разведка. Машина выезжала в чистое поле, бочка приподнималась, открывалась передняя крышка…

И из нее, с ревом реактивного двигателя, вылетал Ту-143 «Рейс» — советский беспилотный разведчик.

Фото из общедоступных источников сети.

Любопытно, что время полета у Ту-143 составляло всего около 10 минут — короткий, но интенсивный вылет.

Фото: nevskii-bastion

Судя по фотографии, перед нами более поздняя модификация — «Рейс-Д» с пусковой установкой СПУ-243. Белые следы на крышах кабин — это отметины от реактивной струи при запуске беспилотника.

Вторая машина — для поиска и спасения

Рядом стояла еще одна машина — без тента и с остатками каркаса. Это транспортно-заряжающая машина ТЗМ-243 с гидравлическим краном-манипулятором.

Помимо основных задач, она выполняла роль поисково-спасательного автомобиля: находила, грузила на платформу и доставляла на базу разведчик, вернувшийся с задания.

А возвращался «Ту» только одним способом — на парашюте.

Фото из общедоступных источников сети.

Представьте: взлетела такая «птичка» из контейнера, провела разведку на вражеской территории, вернулась, заглушила двигатели и… под куполом парашюта плавно спускалась на родную землю. Чтобы свои нашли ее быстрее, на БПЛА был установлен радиомаяк «Маркер».

Эпилог эпохи

Пишу все в прошедшем времени не случайно. Шасси БАЗ-135МБ выпускалось до середины 1990-х. Затем ему на смену пришли новые армейские машины семейства «Основа», которые производят и сегодня. Да и беспилотники стали компактнее и легче. Но это уже совсем другая история — история современных технологий, выросших из таких вот «зеленых сарделек» в лесу.