Приветствую всех любителей исследовать забытые уголки. Для многих из нас, кто увлечен историей и сталкингом, эпоха СССР оставила в наследство огромное количество промышленных объектов. Когда-то они служили на благо страны, но в один момент были признаны нерентабельными и оказались брошены. Девяностые годы круто изменили не только экономику, но и сознание людей, перевернув прежние ценности с ног на голову.
Эти перемены напрямую коснулись и старинного нижегородского завода «Нефтегаз». Сегодня он продолжает работать, но использует лишь около трети от своей прежней огромной территории. Остальная часть, некогда кипевшая жизнью, теперь тихо ветшает и зарастает.
«Колизей» среди руин
Одним из наиболее сохранившихся, хоть и заброшенных, цехов завода является то самое сооружение, которое я решил исследовать. Конечно, на территории есть и другие постройки, но многие из них почти полностью скрыты в зарослях и превратились в стихийные свалки — видимо, арендаторы, занимающие часть площадей, находят им такое печальное применение.
Вблизи этот цех выглядит поистине монументально. За свои внушительные, округлые формы он получил среди сталкеров прозвище «Колизей». К сожалению, точное его назначение мне выяснить не удалось. Но история самого завода уходит корнями в далекий 1873 год, когда близ деревни Варя начал работу небольшой завод по переработке древесной смолы. Уже через год он получил имя Варинский технохимический завод и начал выпускать машинное масло и экипажную мазь.
В 1877 году у предприятия появился новый владелец — купец первой гильдии, нефтепромышленник Иван Никитович Тер-Акопов, уроженец Баку.
Иван Тер-Акопов: нефтяной магнат и меценат
Его коммерческая деятельность началась еще в 1867 году. Тер-Акопов владел нефтеперерабатывающим заводом на станции Варя под Нижним Новгородом и доставлял нефть на собственных баржах, став одним из крупнейших торговцев «черным золотом» своего времени. Он возглавлял правление нефтепромышленного торгового общества «И.Н.Тер-Акопов», созданного для разработки его промыслов в Сабунчах под Баку. Известен он был и как благотворитель, будучи старшим членом совета Касперовского приюта для бедных армян в Москве, а также учредителем именной стипендии в Лазаревском институте восточных языков.Конечно, тот самый «Колизей» был построен уже в советскую эпоху, но это не лишает его ореола истории. На подходах к первому входу в цех стоит небольшое строение, украшенное граффити.
К сожалению, сегодня почти все заброшенные объекты изрисованы. Лично мне кажется, что они выглядели бы куда более атмосферно и величественно, останься нетронутыми баллончиками с краской.
Территория завода постепенно сдается под натиском природы — все зарастает кустарником и деревьями. Зелень отсутствует лишь там, где землю укрыли слои строительного мусора, кирпича и бетонных блоков.
От деревни к промышленному району
В прошлом эти земли входили в состав Гордеевской волости Балахнинского уезда, и местные крестьяне занимались кустарными промыслами. Ситуация изменилась после отмены крепостного права и появления здесь крупных промышленных предприятий:
- завода Д. Е. Бенардаки (будущее «Красное Сормово», 1849 год),
- нефтеперегонного завода В. И. Рагозина (1873, позже АО «Варя»),
- фабрики Г. Я. Розенблюма (с 1900 года, ныне завод «Октябрь»).
Это привело к активному заселению местности. А индустриализация 1920-х годов окончательно превратила окрестные деревни в рабочие поселки, которые и легли в основу современного Сормовского района Нижнего Новгорода.
Но это лишь малая часть увиденного и лишь начало истории завода. В следующем материале я расскажу о советском периоде жизни «Нефтегаза», поделюсь интересными фактами и покажу вторую, не менее впечатляющую часть этого гигантского цеха.
Читайте также:
- Путешествие в Пискуны \ Заброшенная деревня
- Путешествие на Завод Марачева \ Заброшенный завод Российской Империи
- Нашел магазин с сигнализацией в заброшенном хуторе \ Шокирован
