
Теперь наш путь лежит только вниз, к долгожданному финишу.
Выспаться за эту короткую ночь, конечно, не удалось. Но меня грела одна мысль: сегодня поход завершается, и нужно лишь собрать волю в кулак и дотерпеть до конца этого грандиозного предприятия.
Прозаичный финал
Последний день на маршруте обычно лишен особой романтики. Чаще всего это просто выход по речной долине к какому-нибудь населенному пункту. Наш случай не стал исключением: предстояло пройти около 11 километров до поворота на Памирский тракт.

Спускаемся довольно быстро.
Вчера, после перевала, мы потеряли около 800 метров высоты всего за пару часов — невероятный темп для конца третьей недели в горах! Сегодня предстояло сбросить еще почти километр.

А здесь спуск уже замедляется.
И если вы думаете, что самое сложное — это тащить на себе рюкзак, то ошибаетесь. Главное испытание — попытаться не съесть всё, что плохо лежит, как только на спуске начинаешь чувствовать прилив кислорода.

Кислород поступил, а вот с едой был дефицит :(
У меня запасливо осталось 2,5 пакетика с «карманным питанием». Одну конфету «Степ» я был должен Тане по итогам нашего бартера, остальное доел с большим удовольствием, кое-чем поделился медик.

Продолжаем движение.
Позавчера, как только солнце осветило ледник, я успел зарядить солнечную панель и теперь активно «кормил» телефон от powerbank. В дороге очень хотелось наверстать упущенное — послушать подкасты или музыку. Из-за физически сложного второго кольца маршрута я практически забыл о телефоне последние несколько дней. Но на тракте делать будет особо нечего — только смотреть в окно и слушать что-то помимо бадахшанского фолк-транса.
С каждым шагом мы приближались к цивилизации на километр. Казалось, вот-вот покажется долгожданная дорога. Но нет, рано.
— Возможно, мы вообще третья группа, прошедшая по этой долине за последние лет 40, — сказала Катя, ссылаясь на найденные ею отчеты.

Да, место действительно глухое. Хотя вчера мы обсуждали, что долина становится чуть более обжитой. Я предположил, что пока тают ледники, луга под ними будут процветать благодаря воде. А как только ледники сойдут — растительность может зачахнуть.

Зеленое плечо.
Сюрприз от маршрута в самом финале
Маршрут подложил нам свинью на самом финише. Плавный спуск по долине сменился резким подъемом на зеленое плечо — река уходила в глубокий каньон. Но взобраться на холм в последний раз — не так уж и страшно.
— Сейчас очень внимательно следите за тропой. Примерно через полчаса ходки отсюда группа Крачкова потеряла ее и надолго застряла в курумниках.
До конца маршрута оставалось всего 2 километра.
Я подумал: 2 км — даже если это будут одни курумники, то не так страшно. Неприятно, конечно…
— 2 км курумников? М-м-м, я снова на Алтае, мне снова 25…

Подкрадываемся к финальному курумнику.
Есть вещи, которые сложно забыть. Например, спуск с перевала Карачик на Алтае, после которого пришлось идти 3 км по сырому курумнику и выходить на Аккемскую тропу. Это, кстати, тоже был последний перевал в том походе. Везет (точнее, не очень) мне на финальные перевалы.

Для масштаба.
Мне показалось, что никакой тропы мы и не видели. Впрочем, Катя с Мишей так уверенно шли вперед, что мне оставалось лишь вприпрыжку скакать за ними по камням. Где-то сзади двигалась остальная часть группы.

Репортаж из курумника.
Ближайшие пару сотен метров были покрыты черными камнями. Вот чего не хотелось в конце пути — так это лишнего напряжения. Но раз уж я хорохорился, что курумники меня не пугают, то чего расстраиваться?
Впрочем, издалека казалось, что всю эту «хренотень» можно срезать ниже, по конгломератному склону над рекой. Но конгломерат — тот еще мерзавец. И он доказал это напоследок.
Катя решила сбросить высоту после курумника именно по конгломерату. Местами он был присыпан мелкой осыпью, надежность которой была под большим вопросом. Шаг, еще шаг, еще…

С другой стороны конгломераты тоже были что надо.
…И внезапно Катя поехала по склону! Метров 10 она пропахала телом, подняв такое облако пыли, что я даже не сразу понял, жива ли она. Другим свидетелем этого печального зрелища был Миша.
Мы выяснили, что Катя жива и относительно цела, но сделали вывод: обходить курумник нужно гораздо выше, не спускаясь к пойме. Пришлось набирать высоту снова…
Минут через 15 вся группа воссоединилась перед второй порцией курумника. Катя сама оказала себе первую помощь, взяв что-то из аптечки.
— Но теперь вот точно придется стираться!
Она отряхнула пыль с открытых участков тела, но вся ее одежда приобрела стойкий серо-желтый оттенок.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
В этот момент меня невыносимо мучила жажда. Свою воду я выпил пару часов назад, а конец маршрута был уже так близок… Точнее, он был действительно близко: мы видели и поворот дороги, и заброшенный дом, и площадку, где парковались «крузаки».
Прозвучали последние «3 минуты!» в моем исполнении. С высокой долей вероятности — последние не только в этом походе, но и на ближайшие несколько сезонов.

Катя З. приближается к финишу.
Долгожданный финиш и путь домой
…Наконец-то под ногами твердая земля, а не ледники или осыпи! Я быстро переодеваю штаны — ходовые совсем развалились, их нужно зашивать, но явно не моими кривыми руками (отвезу в Киров). Подходим к ручью, встречаем наших водителей.
Пока подтягиваются остальные, я напиваюсь воды вдоволь.
Катя говорит, что обедаем здесь, а потом выезжаем. Что ж, самое время опустошить все закрома! И в последний раз проглотить этот слегка поднадоевший суп (впрочем, Стас, как опытный организатор, прекрасно понимает все тонкости подготовки раскладки и не воспримет эту критику близко к сердцу).

Финальное фото, пока мы еще похожи на горных туристов.
Еда доедена, рюкзаки закинуты наверх, люди засунуты внутрь машин. Так как Дима сошел с маршрута раньше, в нашей машине должно было быть чуть свободнее. Стас сел спереди, мы с Полиной — на втором ряду, а Веронику с Таней как самых компактных устроили в багажнике.
Сразу после старта меня снова вырубило минут на 20. Такое ощущение, что у меня ритуал по синхронизации с этой машиной! Потом, правда, тоже клонило в сон, но я занимался сканвордами и слушал подкасты.
За окном проплывал высокогорный Таджикистан…

Пейзажи были какими-то неземными. Серьезно — я так же думал, гуляя по окрестностям Норильска, и снова ловлю себя на этой мысли. Ощущение было такое, словно тебя в качестве колониста забросили на Марс. Только цвет был преимущественно желто-серый. И ты едешь по этой выровненной грунтовке, а на тебя медленно надвигаются невысокие пологие горы. Но пусть это не смущает — сама дорога идет на высоте 4 км, а эти горы еще на километр выше.

Что фотографировал я.
Фотографирую, впечатляюсь, запоминаю. Мне нужно будет донести все это до широкой аудитории!

А это Полина сфотографировала и горы, и то, как я делаю предыдущий кадр.
Рядом с озером Сасыккуль особенно красиво. Словно это озеро какими-то текстурами «прирезали» к местности.
Еще впечатлило, что можно ехать десятки, если не сотни километров, где нет никого, кроме редких джипов или велосипедистов, и тут — бах! Откуда-то возникает одинокий домик с горящим светом. Чем они там занимаются? Я даже теряюсь в догадках, хотя раньше подумал бы, что это пастухи. Но я видел практически полное отсутствие растительности…

Памирский тракт.
Надо сказать, что как только появляется хоть капля воды — все вокруг начинает зеленеть. Впервые я заметил это на арыках в районе Юбена — какой разительный контраст (можно перечитать про первые три дня). Здесь не было арыков, только ручьи — и рядом с ними зелень была ядовито-зеленой, почти как луга в Приазовье, которые мы проезжали в мае.

Когда мы выскочили в местечке Алычор на ужин, я даже опешил — совсем забыл, что после захода солнца будет холодно. Пришлось спешно лезть под накидку на крыше, доставать пуховик, благо мой рюкзак был рядом с краем борта.

Стоянка в Алычоре на ужин.
Ближе к 22:30 приехали в Мургаб — одно из самых высокогорных крупных поселений на планете (в десятку точно входит, высота от 3600 м и выше). В темноте серость и убогость однообразных построек, суровый быт местных были не так заметны, поэтому просто фиксирую: я очень устал и хочу спать.
В темноте мы разгружали машины — нужно было пересобрать общественное снаряжение для группы, идущей на пик Ленина. В результате короткого обсуждения, оценки собственных сил и желаний, мы с Таней и Катей Е. решили отказаться от попытки восхождения и отправиться с Ваней, Катей З., Стасом и Мишей в Ош, к Ладе. Штурмовать пик Ленина попробуют Катя Б., Федя, Вероника и Полина.
Ночью ловим вайфай, пытаемся с Таней пересдать билеты с 3-го на 27-е июля. У меня это получается сделать в 1:40, у Тани — уже утром. Так как подъем был назначен на 5 утра, еще одна попытка выспаться провалилась. Но ничего, на равнине отоспимся.
<==День 19. Веревка в небеса.Заключение. Чао, ГБАО==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 20. Отлет на Землю.
