Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 12. Ни слова о кислороде

С утра запахло заалайским походом. Не в самой худшей вариации, но все равно - приятного мало. Ночь выдалась достаточно теплой, температура не уходила ниже 2-3 градусов холода, однако собираться с утра было не так комфортно, как на камнях, и, уж тем более - траве.

Место для нужды нашел с видом на Гиндукуш. Невероятный сервис на высоте 5070 метров.

Я хоть и пишу “оперативно собрались”, но Катя Б. точно со мной не согласится. В среднем мы собирались около 2 часов от общего подъема, руковод же хотела, чтобы мы это делали за 2 часа от подъема дежурных (т.е. полтора часа от общего).

Наша связка уже подорвалась тропить - стоим. Остальные на чилле.

Так или иначе, линзы вставлены, кошки с бахилами надеты, шатер встряхнут (стало чуть легче, но не сильно), связки сделаны. Выдвигаемся на наш следующий перевал, самый высокий на этом кольце - Марко Поло, 5600. Честная 2Б.

После пары длинных ходок в связках наконец отогреваешься (с утра идешь в 4 слоях поверх туловища и 2 слоя - на ногах). Потихоньку тянет раздеться, но думаешь - вот сорвет с седловины холодный пласт воздуха - и сразу будешь коченеть. Поэтому снимаешь с себя все медленно. Впрочем, я рад, что в этом году никто не предписывал брать верх страховочной системы - обошлись лишь одной беседкой, без “бабочки”. Поэтому раздеваться/одеваться можно было достаточно удобно. Чего, конечно, не скажешь о туалете, ибо в моем “Венто” такой сервис не предусмотрен, как в моделях наподобие Singing Rock, Black Diamond или Petzl (Миша уточняет, что еще у Kailas есть такие же).

Решили идти траверсом по амфитеатру закрытого ледника. Катя с Мишей обсудили, опасно ли в солнечную погоду (с утра раздуло тучки и было совсем по-памирски - высоко, холодно, солнечно, красиво) идти ниже неприятного снежного карнизообразного надува на соседней седловине. Я не помню, кто-то увидел свежие лавинные выносы в цирке или нет, но стало стремно - двигались мы не ахти чтобы быстро.

Идем траверсом на скалы.

На 5300 еще и затупы начались: сначала предложили нашу связку, где тропила Таня заменить на последующую, где лидировала бы Вероника. Ирония судьбы заключается в том, что Таня потеряла одну из верхонок прямо на склоне, та покатилась вниз, а Вероника, вполне по-голкиперски, остановила движение снаряги. Правда, наш технический фотограф запыхалась за время этого маневра и замена связки повисла. Таня в это время передохнула и готова была тропить дальше.

К слову про потерянную снарягу. На одном из привалов от Кати З. уехал тюбик солнцезащитного крема! Катя была огорчена тем фактом, учитывая, что на броду под Андизом от нее уплыл один из тапков. Почему-то горные духи брали мзду лишь с одного из нас…

Подходим к скалам.

То ли Таня шла слишком быстро для меня, то ли просто уже нещадно давила высота, но идти было очень тяжело. Я отсмаркивал кровавые сопли по дороге, а когда дошли до скал, то первое желание - просто присесть и уткнуться головой между коленей. Предательски не хватало кислорода, болела голова, слегка тошнило. Но если с этим еще можно было хоть как-то справиться, то я впервые за долгое время вспомнил, как отказывают мышцы на высоте. Сфинктер, кстати, тоже мышца. И ее отказ пугал меня еще сильнее.

Скребемся кошками.

Лидеры траверсом уводили нас по скалам в сторону целевой седловины. Поскольку кошек никто не снимал, а ходить по скалам в кошках меня никто не учил, то шлось не сказать что удобно.

На привале на высоте 5530 я будто прирос к рюкзаку. Сколько бы не длился привал - силы не восстанавливались толком. Удивительно, ведь мы уже были на 5300 с рюкзаками потяжелее. Неужели эти 200 метров сыграли столь “подрывающую” роль?

Поразительно, но у кого-то еще были силы, чтобы спускаться вниз и забирать рюкзак у отстающих. Полину точно сначала “раздели”, а потом на привале - еще и раздербанили рюкзак. Мне досталось что-то легкое, не более килограмма. Но вкупе с моим крайне херовым состоянием на тот момент, мне было достаточно самого факта, что рюкзак еще тяжелее.

-Давайте кто как отдохнет, в своем темпе, потихоньку идем на перевал.

Фото не передает трагедии момента.

Мой темп намекал, что на перевал я готов лишь ползти. Впрочем, я отправился за двумя Катями и Мишей, но чем ближе был Марко Поло, чем положе был склон, тем больше я понимал, что ноги меня уже толком не слушаются, собственно, как и руки. Напоминало все первый день, когда было тяжело встать под конец ходового дня. Теперь же предплечье предательски ослабло, что даже ледоруб в руке было тяжело зафиксировать.

Ребята, которые идут в “хвосте” обычно, потихоньку стали меня обгонять.

Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.

Я с завистью и чувством вселенской усталости смотрел, как бодро набирают последнюю десятку метров мои друзья. Ощущения были примерно как после марафона - не понятно, то ли тебя вырвет сначала, то ли отрубишься, то ли уснешь.

Я заполз на Марко Поло. Катя писала записку, Миша что-то фоткал, кто-то делил перевальный шоколад.

-Мне кажется, сейчас будем меня разгружать, - заявил я.

-Нет, только не тебя, - ответил Федя.

Впрочем, никто не воспринял это всерьез. А жаль. (Комм. Тани: там всем было не очень)

Гипоксия: вместо тысячи слов.

Тело старалось не занимать вертикального положения. Сколько я мог пролежать на перевале - столько и пролежал.

Группа на перевале Марко Поло.

-Мы с Мишей отправляемся на разведку, подтягивайтесь, - сказала Катя Б., формируя связку-двойку.

Мы подумали, что они нам просигнализируют о том, что нашли адекватный путь и мы пойдем по их следам, но через некоторое время Катя возмутилась, почему она не видит никого, кто пошел бы за нами? Мы связались и отправились за лидерами.

"Двойка" идет на разведку.

С седловины обогнули достаточно хищно ощерившийся карниз с огромными сосульками. Нечто подобное я видел лишь в разломах на ледопаде между первым и вторым лагерями на пике Ленина. Выйдя на хорошую снежную площадку, увидели крутой снежно-ледовый склон, где требовалось вешать веревки. Со связками пока покончено. Наконец-то техническая работа - будет о чем писать в хронометраже.

По итогу получилось 6 честных веревок - второй рекорд за сегодня за все мои 8 лет в походах. Первый - высота перевала. До этого лидировал пер.Конституции (5500, 2Б) как раз на Заалае. Правда туда мы просто зашли, тропя снег.

А вот карнизище какой обошли!

К горняжке добавлялась еще жажда - остатки воды я выпил еще на подъеме, а воды в жидком виде сегодня мы не встречали практически весь день. Натопить с вечера было хорошей затеей, но почти вся вода ушла на готовку завтрака. Поэтому периодически я жевал снег, за что получил критику от Кати Е.

Первая веревка.

С каждой веревкой вниз становилось лучше - может сказывалось снижение, а может - длительный отдых. Пару минут дюльферяешь (спускаешься по веревке с использованием тех.снаряжения) - потом минут двадцать стоишь, ждешь.

Какие-то проблемы со сдергом первой веревки, Мише даже пришлось жумарить обратно. Тактический прокол был в том, что в ледовую проушину попробовали просовывать конец веревки, хотя для этого раньше пользовались расходным репшнуром. Решили вернуться к истокам.

Таня кайфует.

На какой-то из станций.

Однако после финала дюльфера техническая работа не закончилась - мы снова связываемся и отправляемся по леднику. Катя Б. говорит про одну-полторы ходки по отчетам группы, которая шла здесь до нас, но я эту цифру умножаю на 2 почти постоянно. Слишком разный темп, да и уровень подготовки, судя по всему - их группа (рук.Крачков из Новосиба) все же шла тут горную “пятерку” (Комм.Кати Б. - “не первую”), а мы разматываем нашу первую “четверку” на Памире (по крайней мере, для подавляющего большинства участников коллектива).

Еще фотки с дюльфера.

Ввиду высокой плотности мероприятий на сегодня, обед у нас пропал. Особо голодные смогли уломать Катю Б. раздать всем “Баунти”, который предполагался на холодный обед. Шоколад в 5 часов вечера (почти через 12 часов после завтрака) оказался очень кстати, чтобы дотянуть до места стоянки.

Прошли!

Ледник крутовато оборвался в сторону морены. За последние пару шагов я успел основательно замарать бахилы и кошки в сыром конгломерате, от чего даже слегка взбесился.

Зато дальше не в связках. И не в бахилах с кошками. Обычная просторная осыпь.

Стоянку нашли буквально через 10 минут. Ребята опять ровняли площадку под шатер, пока я скоропостижно пытался наверстать хронометраж за сегодня - где и что было, сколько веревок провесили и были ли нюансы. В это время дежурные активно готовили нам ужин. Ужин оказался с сюрпризом.

-В общем, из-за того, что мы потратили оба дня запаса, а еда была лишь на один, то у нас на пару приемов пищи еда кончилась. Мы тут переиграли сыр с этого приема, колбасу и сухари с этого…

-Если у кого-то есть съедобные сюрпризы, то лучше их оставить на завтра.

В общем, ситуация не сказать, что рядовая (с нами было гораздо хуже на Кавказе в 2020 году - тогда еда закончилась за 15 км до заброски), но, полагаю, могла кого-то расстроить. Стас и Катя, а также ребята, кто таскал сюрпризы, выступили “демпфером”, чтобы группа не оголодала совсем под конец кольца.

…Потом многие говорили, что им очень понравился перевал. Среди горных туристов распространен стокгольмский синдром, я знаю, другие тут надолго не задерживаются, но я все же стал точен в вербализации своих ощущений. Понравился - вряд ли, а вот в брутальности ему отказать нельзя. Ощущения, будто на легкие тебе встает каток и перекатывается туда-сюда у меня были лишь на штурме пика Ленина. От того было неприятно осознавать, что они вернулись уже на высоте сильно ниже, чем плато Парашютистов.

<==День 11. Тренировка икроножных.День 13. Терпеливым воздается==>

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 12. Ни слова о кислороде.