Покорение Мучного порога: скалы, течение и деревня на склоне

Если вы только присоединились к нашему путешествию, то начало этой истории вы найдете в предыдущем посте. Все записи о нашем плавании по Подкаменной Тунгуске собраны в одном месте на моей странице. И советую подписаться на профиль @Tokarevs, чтобы быть в курсе новых публикаций.

С наступлением вечера наш караван судов Енисейского речного пароходства снова встал на якорь. Мы подошли к участку реки, известному как Мучной порог. Это серьезное препятствие, которое капитаны предпочитают проходить в светлое время суток. Хотя он и не столь грозен, как Большой порог, о котором я рассказывал ранее, сложности здесь свои. Часть сухогрузов, включая наш, способны преодолеть его самостоятельно, но некоторым судам все же потребуется помощь буксиров. Поэтому буксиры-толкачи отцепляются от своих барж и плавучих кранов. У них завтра будет своя, не менее важная работа.

Откуда взялось название «Мучной»?

Существует несколько версий происхождения этого названия, и каждая по-своему интересна.

1. Легендарная. Говорят, что в давние времена здесь села на мель баржа, груженная мукой.

2. Визуальная. Местные шутят, что название пошло от обильной пены, которую взбивает течение на порогах. Со стороны она действительно напоминает рассыпанную по воде муку.

3. Географическая и самая правдоподобная. На склоне у порога есть ледник, который тает очень медленно, иногда сохраняясь почти все лето. Его белизна на фоне темных скал и дала порогу такое «мучное» имя.

Начинаем штурм рано утром. Наш сухогруз входит в порог своим ходом. Идем тяжело, с напряжением, но движение есть.

Для подстраховки параллельным курсом следует небольшой буксир «Шира». Его задача — в случае необходимости подтолкнуть нас с кормы. В самом сложном верхнем участке порога такой момент наступает. «Шира» аккуратно подходит и упирается в нашу корму. Короткого, но мощного толчка оказывается достаточно, чтобы вывести судно на более спокойную воду.

На этом миссия буксира выполнена. Мы снова идем самостоятельно, а «Шира» спешит на помощь следующему сухогрузу.

Меня снова поражает контраст между видимым и реальным. Мы идем, кажется, вплотную к берегу, а эхолот показывает под килем все те же уверенные 16 метров глубины.

Если смотреть на деревья на берегу, чтобы оценить нашу скорость, создается полное ощущение, что мы почти стоим на месте. Течение здесь невероятно сильное. Но главное, что запоминается на Мучном пороге, — это не вода, а берега. Они высокие, крутые, почти отвесные, сложенные из темных скал.

Чем дальше мы поднимаемся вверх по течению Подкаменной Тунгуски, тем выше и величественнее становятся горы.

Кстати, о других порогах: Проходим Большой порог на Подкаменной Тунгуске. Буксир и Сухогруз идут в связке. 3 тысячи лошадей - река закипает.

Когда судно проходит совсем близко к скалам, можно разглядеть мельчайшие детали их строения.

Через час непрерывного созерцания начинает ныть шея от постоянного запрокидывания головы вверх. А если подключить воображение, то в причудливых формах скал можно разглядеть целый каменный зоопарк.

Таков правый берег. А слева от нас — холмы, сплошь покрытые курумником, каменными россыпями.

Деревьям в таких местах приходится нелегко. У самой кромки воды они цепляются за жизнь, образуя причудливые, почти сюрреалистичные картины.

Порог позади. Скорость снова возрастает. На некоторых прибрежных камнях мы замечаем своеобразные «приветы» из прошлого — следы краски от судов, проходивших здесь ранее.

После порога характер береговой линии меняется. Вместо пирамидальных вершин появляются странные, трудноописуемые формы рельефа.

Деревня на склоне

Согласно карте, на правом берегу должна быть деревня Полигус. Глядя на этот суровый рельеф, сложно представить, как здесь вообще можно что-то построить. Река на многие километры зажата с обеих сторон крутосклонными холмами. Тем больше было наше удивление, когда мы увидели, как компактно и, казалось бы, невозможным образом деревня прилепилась к горному склону.

Полигус — поселение с историей. Она восходит к концу XIX века, когда эвенкийский охотник с Нижней Тунгуски по имени Федор Полигус построил здесь первую избушку. В советское время здесь был совхоз «Полигусовский», специализировавшийся на домашнем оленеводстве. Говорят, поголовье доходило до 10 тысяч. После распада совхоза основой жизни стала охота и заготовка пушнины. Сейчас, согласно официальным данным, в селе проживает около 240 человек.

Минуем Полигус и видим, как обогнавший нас ранее танкер пришвартовывается к берегу напротив местной топливной базы.

Топливо здесь нужно не только для техники. В этих удаленных местах нет централизованного электроснабжения, и свет в домах дают дизельные генераторы. Проще говоря, чтобы зимой в розетке было электричество, летом необходимо завезти и закачать в емкости сотни тонн солярки.

В конце поселка мы заметили лагерь какой-то экспедиции. Капитан пояснил, что он стоит здесь уже больше года без движения. Оборудование и бытовки выгружены на берег. Возможно, вскоре геологи или изыскатели уйдут вглубь тайги на своих вездеходах.

К вечеру мы подходим к следующему препятствию — шивере «Горлышко», которую также называют Бабушкиным и Дедушкиным порогом. Снова встаем на якорь.

Есть что-то особенное в звуке якорной цепи, громко лязгающей в тишине таежной реки. Этот звук почему-то запоминается навсегда. Сидишь ты в каюте или на палубе, и вдруг по воде разносится этот металлический грохот — значит, кто-то из каравана подошел и готовится к ночевке.

В следующем посте я расскажу о том, как мы проходили шиверу «Горлышко», Бабушкин и Дедушкин порог.

Все записи о моем путешествии с Енисейским пароходством по Подкаменной Тунгуске собраны в одной подборке на моей странице. Или просто подпишитесь на профиль @Tokarevs, чтобы ничего не пропустить.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус.