Попытка союзников присвоить лавры Победы: история подписания капитуляции Германии

Попытка союзников присвоить лавры Победы: история подписания капитуляции Германии

История, связанная с подписанием Акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, имеет интригующее начало, которое относится к 6 мая 1945 года.

Именно тогда генерал Дуайт Эйзенхауэр, занимавший пост главнокомандующего силами союзников, пригласил к себе в резиденцию в Реймсе (Франция) главу советской военной миссии при штабе американских войск, генерала Ивана Суслопарова.

Дуайт Эйзенхауэр

Эйзенхауэр проинформировал советского представителя о том, что к нему обратился немецкий генерал Альфред Йодль с предложением о капитуляции вермахта перед войсками США и Великобритании. Более того, немцы намекали на возможность совместных действий против Советского Союза.

Это была отчаянная попытка немецкого командования расколоть антигитлеровскую коалицию и избежать полного разгрома и сурового возмездия. Эйзенхауэр отверг идею совместной войны, однако увидел в ситуации возможность для политического маневра. Американское и британское руководство решило действовать быстро, назначив подписание документа на 7 мая, что, по сути, позволило бы им предстать перед миром в роли главных победителей.

От генерала Суслопарова требовалось лишь получить одобрение из Москвы и поставить свою подпись от имени СССР.

Ожидание ответа из Москвы

В Кремль была срочно отправлена телеграмма, но ответ, казалось, задерживался намеренно. К установленному сроку указаний из советской столицы так и не поступило. Оказавшись в сложнейшем положении, Суслопаров принял решение подписать представленный протокол, но сделал к нему важную собственноручную приписку. Он оговорил, что данный документ не исключает в будущем подписания другого, более полного акта о капитуляции, если какое-либо из союзных государств того потребует.

Генерал-майор Суслопаров за подписанием протокола

Вскоре после церемонии из Москвы наконец пришел категоричный приказ: «Ничего не подписывать!» Президент США Гарри Трумэн настаивал на том, чтобы объявление о капитуляции прозвучало именно от американской стороны, однако, встретив твердую позицию СССР, был вынужден отступить.

Не остался в стороне и британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Он заявил, что, поскольку весть о капитуляции уже просочилась в прессу, он должен официально объявить об этом, иначе правительства будут выглядеть неосведомленными. Однако и его попытку взять инициативу в свои руки пресекли.

Уинстон Черчиль

И Эйзенхауэр, и Черчилль явно стремились как можно скорее примерить на себя лавры победителей Третьего рейха.

Позиция Сталина и историческая справедливость

Сергей Штеменко, начальник оперативного управления Генштаба, впоследствии вспоминал реакцию Иосифа Сталина на известие о реймской процедуре. Верховный главнокомандующий был крайне возмущен. Он расценил односторонние действия союзников как подозрительный сговор с гроссадмиралом Карлом Дёницем, возглавившим Германию после смерти Гитлера. Сталин подчеркивал, что при подписании в Реймсе, кроме генерала Суслопарова, не было других официальных лиц СССР, а это означало, что перед страной, понесшей наибольшие жертвы и внесшей решающий вклад в разгром нацизма, капитуляция де-факто не состоялась.

«(Сталин)… как обычно, медленно прохаживался вдоль ковровой дорожки. Весь вид его выражал крайнее неудовольствие. Обсуждалась капитуляция в Реймсе. Он заметил, что союзники организовали одностороннее соглашение с правительством Деница.

Обратите внимание: Как министр финансов СССР Арсений Зверев спас страну от неминуемого краха во время Великой Отечественной войны.

Такое соглашение больше похоже на нехороший сговор. Кроме генерала И. А. Суслопарова, никто из государственных лиц СССР в Реймсе не присутствовал. Выходит, что перед нашей страной капитуляции не происходит, и это тогда, когда именно мы больше всего потерпели от гитлеровского нашествия и вложили наибольший вклад в дело победы… От такой „капитуляции“ можно ожидать плохих последствий. Договор, подписанный союзниками в Реймсе, — продолжал И. В. Сталин, — нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический факт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия — в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции. Пусть ее подпишет кто-то из главарей бывшего фашистского государства или целая группа нацистов».

Итогом этой принципиальной позиции стало новое, полномасштабное подписание. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте, в здании, где размещался штаб 5-й ударной армии, состоялась торжественная церемония. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан представителями всех союзных держав, а с советской стороны его принял маршал Георгий Жуков.

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции маршалом Жуковым Г.К.

Что же касается полноценного мирного договора между СССР и Германией, то его пришлось ждать еще целое десятилетие после окончания боевых действий.

Читайте об этом ЗДЕСЬ!

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Как союзники хотели присвоить себе нашу Победу в Великой Отечественной войне.