Было это, когда я окончил пятый класс - в далёком 1966 году. Ещё по весне наш классный педагог Виктор Семёнович Шестаков – неутомимый общественник, турист и краевед предложил нам, мальчишкам, отправится «в поход на Соловки».
Довольно быстро сформировали группу, и уже вечером 8 июня мы отправились из Архангельска в плавание на стареньком каботажнике «Мудъюг» (в те годы грузопассажирскую линию на Соловки и Онегу держали однотипные «Мудъюг», «Воронеж» и «Карелия»). Путь их лежал вдоль Летнего берега Белого моря, где напротив каждого из поселений пароходики остановливались на рейде, чтобы выгрузить (забрать) людей и грузы. А потому черепашьим ходом к легендарным Соловецким островам мы добирались порядка двух суток.
Конечно же, с самого начала рейса многое для нас, мальчишек стало открытием. Скажем, довольно часто встречающиеся в море обширные плавающие ледовые поля, хотя был уже июнь, и на берегах уже всё ярко и густо зеленело. И дальше по пути следования мы видели то, что раньше нам не доводилось, скажем, рыбацкие селения поморов: Пертоминск, Яреньга, Лопшеньга, Летний Наволок. Но главные «открытия» нас ждали в самом конце морского пути.
О Соловках и его знаменитом монастыре, конечно же, мы, школьники слышали, видели его на фото и в иллюстрациях, но представляли его, как нечто древнее и патриархальное, и никак не ожидали, что в таком историческом месте могло найтись место для военно-морской базы.
Тихим закатным вечером, когда «Мудъюг» уже шёл по створам бухты Благополучия, практически уже на фарватере, путь ему перерезала, выходившая с Соловков подводная лодка!
Обратите внимание: Поездил на Mitsubishi L200 2016 года. Лето-Зима. Впечатления странные, но в целом хорошие ???.
Она хорошо запомнилась - ею была дизель-электрическая лодка очень распространённого в те годы 613 проекта. Наши пароходские штурмана, как понимаю, поздноватенько уступили ей дорогу, и лодка, прошедшая от нашего правого борта метрах в 15-20 протяжно выругалась в наш адрес сиреной.Дальше больше – уже на швартовке «Мудъюга» к причалу в бухте Благополучия нам открылась любопытная картина – западный берег заливчика (тот, что вдоль» парадного фасада» монастыря) заставлен стройными рядами опрятных боевых кораблей. Носами, их окрашенные шаровой краской корпуса, расставили от стены древней обители и потому первое, что мы рассмотрели со стороны посёлка – их кормовые орудия и тральные лебедки, зачехлённые брезентом дымовые трубы. Бортовых номеров не было, и ни одного моряка на палубе.
Фотоаппараты у нас, мальчишек, конечно же, были (какой туристический поход без них?!), но снимать в тот момент мы не решились – военные ведь могут строго спросить за подобное «хулиганство». Однако та картина меня очень сильно впечатлила, чётко отпечаталась в памяти, и уже взрослым, став историком флота, мне удалось восстановить увиденное и определился с типом кораблей, которые дружно теснились в бухте Благополучия вдоль монастырской стены и в районе возведённого ещё монахами сухого дока.
Тот «флот Соловков» составляли в основном корабли нашего ВМФ послевоенной постройки: сторожевики проектов 35 и 159, морские тральщики проекта 254, ещё кое-какие небольшие кораблики вспомогательного флота типа судёнышек размагничивания, разъездных и водолазных ботов. Предназначение их мне объяснили офицеры, когда я уже работал по профессии морского историка и был вхож в штабы воинских подразделений.
Оказывается, на Соловках в шестидесятых базировался так называемый (по крайней мере, местными жителями) дивизион отстоя. Туда Северный флот направлял устаревшие на тот момент, но ещё вполне ходовые корабли. Их затем ремонтировали, приводили в порядок в случае поломок и затем передавали по межправительственным соглашениям в страны так называемого «третьего мира» - как правило, в арабские страны и государствам в Юго-Восточной Азии.
В 80-х, в очередной раз, посетив Соловки, корабликов дивизиона отстоя у стен монастыря, уже не увидел, но на архипелаге, вероятно, ещё служили военные моряки, если тогда же удалось побывать в местном лазарете, приписанном к военно-морскому госпиталю Беломорской ВМБ в Северодвинске.
Правда, в то время купол главного собора на Соловках уже венчал церковный крест, а не как в 1966-м – армейская пятиконечная звезда.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.
#история флота #флот ссср #белое море #соловецкие острова #соловецкий монастырь #архангельская область #туризм в россии #север россии #арктика #история ссср
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Военный флот для дружественных стран третьего мира хранился под стенами Соловецкого монастыря.