Было это, когда я окончил пятый класс - в далёком 1966 году. Ещё по весне наш классный педагог Виктор Семёнович Шестаков – неутомимый общественник, турист и краевед предложил нам, мальчишкам, отправится «в поход на Соловки».
Довольно быстро сформировали группу, и уже вечером 8 июня мы отправились из Архангельска в плавание на стареньком каботажнике «Мудъюг» (в те годы грузопассажирскую линию на Соловки и Онегу держали однотипные «Мудъюг», «Воронеж» и «Карелия»). Путь их лежал вдоль Летнего берега Белого моря, где напротив каждого из поселений пароходики остановливались на рейде, чтобы выгрузить (забрать) людей и грузы. А потому черепашьим ходом к легендарным Соловецким островам мы добирались порядка двух суток.
Грузопассажирский пароход (теплоход) «Мудъюг» - ветеран беломорского каботажаКонечно же, с самого начала рейса многое для нас, мальчишек стало открытием. Скажем, довольно часто встречающиеся в море обширные плавающие ледовые поля, хотя был уже июнь, и на берегах уже всё ярко и густо зеленело. И дальше по пути следования мы видели то, что раньше нам не доводилось, скажем, рыбацкие селения поморов: Пертоминск, Яреньга, Лопшеньга, Летний Наволок. Но главные «открытия» нас ждали в самом конце морского пути.
О Соловках и его знаменитом монастыре, конечно же, мы, школьники слышали, видели его на фото и в иллюстрациях, но представляли его, как нечто древнее и патриархальное, и никак не ожидали, что в таком историческом месте могло найтись место для военно-морской базы.
База отстоя военных кораблей на Соловках. Фото сделано со стены монастыряТихим закатным вечером, когда «Мудъюг» уже шёл по створам бухты Благополучия, практически уже на фарватере, путь ему перерезала, выходившая с Соловков подводная лодка!
Обратите внимание: Поездил на Mitsubishi L200 2016 года. Лето-Зима. Впечатления странные, но в целом хорошие ???.
Она хорошо запомнилась - ею была дизель-электрическая лодка очень распространённого в те годы 613 проекта. Наши пароходские штурмана, как понимаю, поздноватенько уступили ей дорогу, и лодка, прошедшая от нашего правого борта метрах в 15-20 протяжно выругалась в наш адрес сиреной.Дальше больше – уже на швартовке «Мудъюга» к причалу в бухте Благополучия нам открылась любопытная картина – западный берег заливчика (тот, что вдоль» парадного фасада» монастыря) заставлен стройными рядами опрятных боевых кораблей. Носами, их окрашенные шаровой краской корпуса, расставили от стены древней обители и потому первое, что мы рассмотрели со стороны посёлка – их кормовые орудия и тральные лебедки, зачехлённые брезентом дымовые трубы. Бортовых номеров не было, и ни одного моряка на палубе.
Корабли стояли даже в сухом доке, построенном ещё монахамиФотоаппараты у нас, мальчишек, конечно же, были (какой туристический поход без них?!), но снимать в тот момент мы не решились – военные ведь могут строго спросить за подобное «хулиганство». Однако та картина меня очень сильно впечатлила, чётко отпечаталась в памяти, и уже взрослым, став историком флота, мне удалось восстановить увиденное и определился с типом кораблей, которые дружно теснились в бухте Благополучия вдоль монастырской стены и в районе возведённого ещё монахами сухого дока.
Сторожевик проекта 35Тот «флот Соловков» составляли в основном корабли нашего ВМФ послевоенной постройки: сторожевики проектов 35 и 159, морские тральщики проекта 254, ещё кое-какие небольшие кораблики вспомогательного флота типа судёнышек размагничивания, разъездных и водолазных ботов. Предназначение их мне объяснили офицеры, когда я уже работал по профессии морского историка и был вхож в штабы воинских подразделений.
Морской минный тральщик проекта 254Оказывается, на Соловках в шестидесятых базировался так называемый (по крайней мере, местными жителями) дивизион отстоя. Туда Северный флот направлял устаревшие на тот момент, но ещё вполне ходовые корабли. Их затем ремонтировали, приводили в порядок в случае поломок и затем передавали по межправительственным соглашениям в страны так называемого «третьего мира» - как правило, в арабские страны и государствам в Юго-Восточной Азии.
Сторожевой корабль проекта 159В 80-х, в очередной раз, посетив Соловки, корабликов дивизиона отстоя у стен монастыря, уже не увидел, но на архипелаге, вероятно, ещё служили военные моряки, если тогда же удалось побывать в местном лазарете, приписанном к военно-морскому госпиталю Беломорской ВМБ в Северодвинске.
Правда, в то время купол главного собора на Соловках уже венчал церковный крест, а не как в 1966-м – армейская пятиконечная звезда.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.
#история флота #флот ссср #белое море #соловецкие острова #соловецкий монастырь #архангельская область #туризм в россии #север россии #арктика #история ссср
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Военный флот для дружественных стран третьего мира хранился под стенами Соловецкого монастыря.