Загоризонтная радиолокационная станция ВМФ «Волна»: забытый предок современных ЗГРЛС

Многие уверены, что после закрытия легендарных станций «Дуга» в России не осталось загоризонтных радиолокаторов, но это заблуждение. На самом деле, такие объекты существуют и продолжают служить.

Что такое «Волна» и где она находится

Сегодня я хочу рассказать о приёмной антенне загоризонтного радиолокатора ГП-120 «Волна», способного обнаруживать надводные и воздушные цели на дистанции до 3000 километров. Эта станция расположена в Приморском крае и представляет собой важный этап в развитии отечественной радиолокации.


«Волна» стала логичным продолжением технологий, опробованных на печально известной «Дуге», которая так и не была принята на вооружение. Проблемы первых ЗГРЛС породили скептицизм у советского руководства, но благодаря настойчивости Главкома ВМФ СССР С.Г. Горшкова, который активно внедрял новые технологии в флот, загоризонтным станциям дали второй шанс. Так началась разработка системы «Волна».

Принцип работы и масштабы

Эта станция уникальна тем, что использует два принципа радиолокации. Для обнаружения ближних целей (до 320 км) применяется метод дифракционного поверхностного распространения лучей. Для дальних целей (до 3000 км) используется односкачковое отражение луча от ионосферы. Приёмная антенна, о которой пойдёт речь, впечатляет своими размерами — её длина составляет около 1200 метров. Передающая позиция находится в 85 километрах, а длина её основной антенны — примерно 200 метров.

Личное знакомство с объектом

Ещё с начала 2000-х, проезжая мимо этой станции по пути на море, мы с друзьями всегда с интересом разглядывали огромную антенну, окружённую тройным периметром, и мечтали рассмотреть её поближе. Желание не угасало годами, и вот, спустя полтора десятка лет, мы наконец стоим у самого ограждения, выбирая лучший ракурс, который позволяет рельеф местности.

Запретная зона начинается прямо от кромки моря, на краю живописного песчаного пляжа.

Пересекать периметр и искать неприятности мы, конечно, не планируем — антенна и так отлично видна.

История создания

Разработка ЗГРЛС «Волна» началась в 1982 году Научно-Исследовательским Институтом Дальней Радиосвязи (НИИДАР) совместно с Конструкторским Бюро Днепропетровского Машиностроительного Завода (КБ ДМЗ) под руководством главного конструктора Фёдора Евстратова. Ключевой вклад в проект внесли также Э. Шустов, В. Собчук, Ф. Кузьминский, Ю. Гришин и В. Стрелкин.

После утверждения проекта изготовление оборудования поручили Днепропетровскому машиностроительному заводу. Уже в 1984 году на Дальнем Востоке, по обе стороны от города Находка, началось строительство передающей и приёмной позиций. Всего через два года стартовали первые эксперименты по обнаружению надводных объектов и настройке станции, которые продолжались вплоть до распада СССР.

Удивительно, но в хаосе перестройки и распада страны станция уцелела и в 1992 году была официально принята на боевое дежурство Военно-Морского Флота России.

Пойдём ближе.

Мы подходим к тройному периметру, который на вид выглядит довольно ветхим и местами повреждённым. На среднем ряду ограждения видны изоляторы от когда-то установленной ёмкостной системы охраны «Радиан» в раннем исполнении, внешне очень похожей на электрозаграждение «Сетка П-100».

Однако внешний вид обманчив. Помимо скрытого вибрационного кабеля, который сигнализирует о нарушении границы, за нами пристально следят камеры видеонаблюдения.

С этой стороны вид на антенну оказался не самым удачным, поэтому мы решили обойти всю позицию по кругу в поисках лучшего ракурса.

Пока мы идём, с дороги можно разглядеть автопарк на территории объекта.

А также здания вычислительного центра. Судя по информации из открытых источников, после постройки его даже модернизировали, и сейчас начинка там гораздо современнее, чем была изначально.

Цель достигнута

И вот, сделав крюк примерно в три километра, мы поднимаемся на сопку с противоположной стороны. Отсюда открывается отличный вид как на всю антенну, так и на вычислительный центр.

Наверняка вы заметили сходство с современной сетью станций ЗГРЛС 29Б6 «Контейнер», предназначенной для разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении. И будете абсолютно правы — «Контейнер» является дальнейшим, более совершенным развитием идей, заложенных в «Волне».

На ближнем к нам крае антенны на мачтах установлены дополнительные конструкции. Их точное название и назначение нам неизвестны, так что строить догадки не будем.

Собственно, ради этого вида мы сюда и приехали.

И нисколько не жалеем.

На этом всё. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в наших путешествиях!