В 2019 году, когда железнодорожное сообщение с Крымом вновь открывалось, эту почетную миссию доверили составу №7/8, следующему из Петербурга в Севастополь. Для меня этот маршрут – настоящая история на колесах. В советскую эпоху он носил гордое звание фирменного поезда «Нева», а если заглянуть еще глубже в прошлое, окажется, что до революции он и вовсе преодолевал этот путь быстрее, чем в наши дни.
Дореволюционная история маршрута
Рельсы, связавшие две столицы – северную и крымскую, – проложили еще в 1875 году. Однако в те времена пассажирам, отправлявшимся в столь дальнее путешествие, приходилось мириться с пересадками. Поезда, конечно, старались согласовывать, чтобы сократить время ожидания, но прямой дороги не было.
К примеру, в 1882 году путь из Петербурга в Севастополь занимал более двух с половиной суток – 64 часа 30 минут, и пассажиры дважды меняли вагоны: в Москве и Харькове.
Ситуация улучшилась к 1895 году, когда появились так называемые беспересадочные вагоны. Они отправлялись из столицы вечером, в 22:00, в составе поезда №11. На следующее утро они прибывали в Москву, где их перецепляли к курьерскому поезду №1, следующему в Крым. Вся поездка, с двумя ночами и днем в пути, заканчивалась на севастопольском перроне в 10:12.
Настоящий прорыв случился в 1899 году, когда был назначен полноценный прямой состав Санкт-Петербург – Севастополь. К 1912 году этот поезд уже показывал впечатляющую скорость, преодолевая огромное расстояние всего за 39 часов, с короткими, десятиминутными остановками в ключевых городах.
Взлеты и падения советской «Невы»
Революция и последовавшая за ней Гражданская война тяжело ударили по железнодорожному сообщению. Легендарный маршрут пришел в упадок: поезда ходили раз в неделю, а время в пути растянулось до 65 часов. В 1930-е сообщение и вовсе прервалось, чтобы возродиться в 1935 году под номером 17/18 и просуществовать до начала Великой Отечественной.
После войны связь между городами восстановили лишь к 1950 году, но ненадолго. По-настоящему постоянным маршрут стал в 1954-м, когда был назначен поезд №7/8, сначала до Симферополя, а с 1959 года – уже до самого Севастополя. Он курсировал без перерывов вплоть до 2014 года.
Интересно, что изначально путь занимал 47 часов и пролегал в обход Москвы. Но в 1965 году произошло знаковое событие: поезд получил статус фирменного и красивое имя «Нева». Его маршрут стал оптимальным – через Москву и Харьков, а время в пути сократилось до рекордных 31 часа 25 минут.
Цвет состава в те годы – предмет споров. По одним данным, вагоны были темно-вишневыми, по другим – сначала синими, затем красными и, наконец, зелеными. К сожалению, черно-белая хроника не позволяет это точно установить. В 1978 году маршрут снова изменили, пустив в обход столицы, что снова увеличило время поездки.
Новые границы и старые вагоны: маршрут в постсоветскую эпоху
Распад СССР добавил сложностей. Долгие остановки для пограничного и таможенного контроля на границе с Украиной сделали путь еще длиннее. Хотя «семерку» и вернули на скоростной маршрут через Москву, в 1999 году с нее сняли статус фирменного поезда.
Несмотря на все формальности, к 2011 году график удалось оптимизировать до 34 часов 5 минут. Но комфорт оставлял желать лучшего. В 2000-е годы путешествие на этом поезде часто было лотереей.
В интернете можно было найти живописные отзывы пассажиров: о старых вагонах, переделанных из плацкартных, сквозняках из неплотно закрывающихся окон, запахах из тамбура и туалета. При этом многие отмечали чистоту и старание проводниц.
Я сам ездил на этом поезде около 2012-2013 годов. Тогда часть купейных вагонов уже была современной, с кондиционерами и биотуалетами, а вот плацкартные оставались старыми и изношенными. Состав производил двойственное впечатление: с одной стороны – попытка обновления, с другой – наследие прошлых десятилетий.
Возрождение под новым именем
В 2019 году исторический маршрут возродили. Ему вернули легендарный номер 7/8, но имя дали новое – «Таврия». Причем это же название получил и поезд Москва – Симферополь, что, на мой взгляд, довольно необычно – два разных маршрута с одинаковым именем.
Время в пути, увы, не стало быстрее. Из-за нового маршрута и долгих стоянок для пропуска скоростных «Сапсанов» поездка теперь занимает 47 часов 25 минут – даже больше, чем до революции. Состав формируют из новейших плацкартных вагонов и более старых купейных.
Любопытный анализ провел один из блогеров, сравнив современные времена хода на крымских участках с прошлыми. Оказалось, что сейчас поезд тратит на отрезок Джанкой – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь больше времени, чем в 1982 или даже 2010 году. Прогресс в скорости, увы, не всегда очевиден.
И, конечно, нельзя не сказать о внешнем виде. В последние годы РЖД отказались от ярких, уникальных окрасок для поездов в пользу единой серой ливреи. Поезда «Таврия», хотя и обслуживаются другой компанией, следуют этой же, на мой взгляд, унылой моде, потеряв ту индивидуальность, которой славилась советская «Нева».
