Велопробег по Ленобласти: от Соснового Бора до Гатчины

История этой поездки началась с того, что Комитет по туризму Ленинградской области в прошлом году анонсировал новый велосипедный маршрут — «Полукольцо по Ленинградской области», который должен был пролегать от Соснового Бора до Шлиссельбурга. Ссылка на анонс была приложена.

Быстрое изучение предложенного трека протяженностью около 400 км выявило ряд проблем. Оказалось, что это не единый маршрут, а пять отдельных треков, записанных с GPS-устройств и объединенных в один файл. Трек был перегружен лишними точками — заходами в магазины, остановками и прочим. Пришлось все это разбирать и чистить. В итоге из первоначального плана родились три самостоятельных отрезка: 150 км от Соснового Бора до Гатчины, 141 км от Гатчины до Тосно и 69 км от Тосно до Шлиссельбурга. Заявленные 400 км как-то не сложились. Расстановка точек интереса (POI) также показала, что интересных мест на маршруте, прямо скажем, маловато. Трек был разбит на части.

Но посмотреть на все своими глазами все равно хотелось. Поэтому эта покатушка была внесена в план на лето 2021 года.

Подготовка маршрута

Сегмент «Сосновый Бор — Гатчина» был существенно доработан. Во-первых, я добавил свои точки интереса. Во-вторых, выпрямил явно неудобные и сомнительные участки. В результате общая протяженность трека сократилась со 150 до 145 километров.

На карте синим цветом обозначен мой запланированный маршрут, а более светлым — оригинальный. Ссылка на карту тут.

Ну что ж… Поехали?

Снаряжение и старт

Я планировал проехать маршрут за один день. С собой взял литр воды в двух подсумках на заднем багажнике, пол-литра в поясной (она же наручная) сумке и еще пол-литра на раме. Из техники — power bank на 20 000 mAh и солнечную панель. Из еды — бутерброды и пакет «кронидова» с химическим разогревателем (который, впрочем, так и не пригодился).

Выехал из дома в 5:30 утра. Электричка была в 7:30. Двухчасовой запас на дорогу до вокзала я взял с учетом дневных пробок через весь город, но утром я добрался всего за час с небольшим.

На этот раз охрана на вокзале чуть не заставила снимать все сумки, но, показав, что их ручной металлоискатель звенит даже от бутылок с водой, и под напором подпирающего сзади народа, меня все-таки пропустили. А вот с местом в электричке повезло меньше. Пришлось снять переднее колесо и аккуратно поставить велосипед у окна. Это проверенный способ для поездок между конечными станциями.

Начало пути: Сосновый Бор

Сосновый Бор — станция «Калище». Я оказался там спустя два часа пути, в 9:30. От станции до города — еще примерно полтора километра. Мой трек немного уводил в сторону от города, в городской парк. К сожалению, знаменитый Андерсенград в маршрут не попал, а посетить его стоило бы.

С городского пляжа открывается шикарный вид на Финский залив и ЛАЭС.

Вернувшись на велодорожку (да, у них тут есть велодорожка!), я поехал по ней. И… увлекся. Доехал почти до самого конца. Дорожка упирается в один из постов охраны территории АЭС. Еще не сама станция, но «где-то рядом». Что понравилось в этой дорожке? Она спокойная, петляет по лесу. Ехать по ней — медитативно.

В путь по шоссе

После парка — выход на маршрут через небольшой участок Капорского шоссе. Я заехал на автозаправку и взял пару бутылок воды по 0,5 л. И вперед, к следующей точке. А это почти 20 км шоссе с заметным потоком машин и почти постоянным подъемом. Да еще и против ветра. И все это при +28 °C.

Петровицкий валун

Найти Петровицкий валун оказалось не так-то просто. Нужно было не пропустить съезд с трека, потом проехать вокруг всего поля по рассохшейся колее, часто угадывая дорогу по примятой траве или явно разрытому грунту. В общем, после всех этих мытарств валун воспринимался просто как «ну, ок. Камень. Большой. В поле. И что?»

Постояли, посмотрели и двинули обратно. Обратный путь оказался проще, потому что в десятке метров была прямая укатанная техникой дорога сразу к шоссе. Ладно, поехали дальше.

Крепость Копорье

Следующая точка интереса — крепость в Копорье. Мимо не проехать, хотя крепость возникает на краю дороги внезапно, выпрыгивая из-за домов. Серьезно: едешь по поселковой дороге, уклоняясь от встречных велосипедистов (которые почему-то всегда едут по встречке), и тут из-за последнего дома вдруг открывается вид на крепость. Которая, кстати, была в ремонте.

Перекусил батончиком, отдохнул, попил воды. Осталось около полутора литров. Сверился со временем и дистанцией. Понял, что плохо вписываюсь в график и вряд ли успею до 22:00 в Гатчину. Однако трек показывал, что следующие 35 км (а по факту оказалось все 50) не будет ничего интересного. Так что — давил дальше, пытаясь найти хоть что-то примечательное.

По факту многие следующие точки я проезжал по принципу «с дороги не видно — значит, не надо». Волновой камень, Бесов камень — проехал мимо, даже не пытаясь их искать. На Бесов Камень, увидев дорогу в почти полкилометра из крупного гравия и какие-то газовые сооружения, даже не стал сворачивать.

Тем более что асфальтированные дороги сменились на пыльные грунтовки. Их на маршруте тоже хватает. Многие связки между деревнями — именно такого качества.

Неожиданные опасности

И — высоковольтные линии. Их на маршруте оказалось много. И я впервые стал их по-настоящему опасаться. Сначала, когда меня слегка ударило током через протертые обмотки на руле. А потом, когда уже заметно «щелкнуло» около самого интимного места от седла. Щекотно, скажу я вам.

К середине маршрута вопрос с водой встал очень остро. Во-первых, магазин в деревнях если и есть, то найти его бывает сложно. Во-вторых, наличие или видимость колодцев совсем не гарантирует возможность набрать воды. Очень часто попадались колодцы либо без ворота, либо без ведра. Вода как бы есть… но ее нет. Поэтому в первом же встреченном магазине я купил еще литр воды, а в другом — еще полтора. Плюс полностью заправил свои две бутылки из встреченной колонки. И еще взял литр в «гейзере». В общем, +28 °C на улице требуют очень много воды.

Что порадовало в области, так это борьба с борщевиком. Если в прошлом году (да и в этом — в Лужском районе) я видел целые поля борщевика, то тут вдоль дорог явно проводился его тотальный геноцид. Огромные зоны тракторами заравнивали и засевали какой-то травой. Не знаю, что именно, но из этой зеленой массы торчат только редкие сухие палки борщевика.

Эксперимент с солнечной панелью

В этот заезд я решил попробовать солнечную панель. Изначально планировал закрепить ее на заднем бауле за карабины, но после того как повесил два подсумка с водой, это стало неудобно. Пришлось отрезать кусок паракорда и кое-как привязать. Итог — за 3–4 часа на солнце зарядилось всего около 10–12% power bank'а на 20 000 mAh. Учитывая, что панель была под прямым солнцем не постоянно.

Деревни и опасности

Чем ближе к концу маршрута, тем больше попадалось деревень. И в них приходилось быть очень внимательным. Даже больше, чем на шоссе. Потому что из любого проулка мог выскочить мопед или квадрик с детьми (и попытаться проехать верхом через шоссе по пешеходному переходу). Или подросток на папином «Тигуане». Просто так, доехать до карьера за пивом для папы. На шоссе было проще — почти везде была широкая асфальтированная обочина, так что можно было спокойно ехать по прямой, поглядывая в зеркало. Правда, водители чаще пропускали велосипедиста в шлеме, чем какого-то бомжеватого типа с велосипедом у перехода.

Исторические находки

Разрушенная церковь. Даже есть информационный стенд.

Дальше, дальше, дальше. Короткие перекусы остатками батончика, купленным с водой йогуртом и взятыми бутербродами. Приходилось крутить педали под палящим солнцем, стараясь успеть пройти весь запланированный трек. И даже когда после Пятой Горы трек уводил в лес — это не было отдыхом. Потому что там была разбитая грязевая колея и тучи комаров. Где-то там я потерял очки. То ли с головы улетели, то ли с сумки сорвались. Жаль, свои баллистические очки я очень любил.

Развалины кирхи. Заросли лесом и внутри, и снаружи. Плюс работающее кладбище (могилы 1992–2012 годов). Внутри, кстати, тоже оказалась… разрытая могила. В общем, атмосферненько.

В поисках гейзеров

Замыкающей точкой были «гейзеры Корпиково». И трек вел через поселок к какой-то едва заметной тропе. После того как я уперся в табличку «Тут гейзеров нет», я все-таки вернулся на дорогу пешком и принялся «ловить» положение этой тропинки. Дыру видите? А она есть. Но таких тропинок, уходящих в заросли, было несколько. И большинство приводило… к компостным кучам местных жителей.

Ладно, полез в лес. Получил пару раз педалями по уже сгоревшим ногам от кустарников. Развернул штанины и, отбиваясь от радостных комаров, пешком побрел по треку. Через переправу из бревен.

Нашел-таки гейзер. Гм. Ну, вода — холодная. Мокрая. Фото не делал, это кадр из видео.

В общем, какая-то водореактивная колонка. Вроде по карте там гейзеров несколько. Но бродить по лесу в поисках остальных уже не хотелось. А вода была хорошая, холодная… мокрая.

Оттуда уже двинул на выезд. Причем сразу через шоссе, а не по треку.

Кстати, в Гатчине (да и еще по маршруту видел) интересные остановки. Это не просто железная будка. Это будка с окном в сторону подходящего транспорта, с крышей. И — бетонным усилением отбойника перед остановкой.

Финиш и выводы

В итоге в Гатчине я оказался спустя 148 км, в 20:00. Сел на электричку в 20:27. Руки сгорели, хотя их спасал уже имеющийся загар. Ногам повезло меньше — они сгорели дотла и были ободраны.

Итоговый трек в Strava.

Общий вывод о треке:

  1. Трек не рекреационный. Никакого отдыха тут нет и в помине. Это выматывающее преодоление — с избытком. Возможно, если разбить на предлагаемые пять участков, а не ломить «два за раз» по 150 км, может быть, будет попроще.
  2. Туристический потенциал — тоже никакой. Расстояния между точками слишком большие, а интересных объектов — мало.

Выводы по покатушке:

  1. Вода. Много воды не бывает. И лучше о ней думать до того, как останется мало. Нужно пользоваться любой возможностью пополнить запас.
  2. Такое размещение подсумков с водой — не самое удобное. Нужно что-то переделывать на будущее. И не только вперед на раму, но и иметь запас сзади. Нет, гидратор-рюкзак — не самое хорошее решение, спину хотелось бы оставить свободной.
  3. Крем от загара нужен. «Мужик всякими мазями не пользуется» — атавизм. А сожженные ноги и руки — это больно.
  4. Трек с Bikemap был скачан в OsmAnd+. Но при этом точки интереса не переносятся. Из-за чего приходилось поглядывать и туда, и сюда. Хотя в Osmand есть оффлайн-карта. Но все равно часто приходилось смотреть навигатор. Буду искать какое-нибудь крепление для смартфона. Те чехлы, что у меня есть, — с глянцевой пленкой, что на солнце капитально неудобно.

Видео буду монтировать позже. Материала нарезано много.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Сосновый Бор — Гатчина. Первый сегмент.