Туризм в России: амбиции против реальности

Недавно в новостях промелькнуло сообщение: президент одобрил создание нового национального проекта, посвящённого развитию туристической отрасли. Глава Ростуризма, Александра Догузова, уже поспешила заявить о планах удвоить вклад туризма в ВВП страны. Звучит масштабно и многообещающе, но невольно вспоминается знаменитая фраза Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Давайте попробуем разобраться, насколько эти планы соответствуют нашей сегодняшней действительности.

Внутренний туризм: ставка на свои границы

Сразу стоит уточнить: речь идёт исключительно о внутреннем туризме. Ни о каком притоке иностранных туристов и валюты в данной стратегии речи не идёт. Расчёт строится на том, что деньги, которые россияне тратят на отдых, будут циркулировать внутри страны, оставаясь в её экономике.

Финансовый вопрос: есть ли что тратить?

Однако для того, чтобы путешествовать, нужны свободные средства. Нужен хотя бы небольшой финансовый излишек, который человек может отложить на одну поездку в год во время своего отпуска. И здесь, если быть честными, картина складывается не самая радужная. Экономическая ситуация остаётся сложной: падают цены на нефть, растёт внешнеполитическое давление, а реальные доходы населения продолжают снижаться. По официальным данным, каждый пятый россиянин живёт за чертой бедности. В таких условиях говорить о резком росте трат на отдых довольно оптимистично.

Ситуацию усугубила и пандемия коронавируса, которая нанесла серьёзный удар по и без того не самой сильной экономике. Конечно, все мы надеемся, что вакцинация поможет побороть вирус, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что кошельки многих наших сограждан сегодня «поют романсы», и перспектива того, что их расходы на туризм волшебным образом вырастут в два раза, выглядит, мягко говоря, сомнительной.

Транспортная головоломка: как добраться?

Но финансы — это лишь одна сторона медали. Вторая, не менее важная, — это транспортная инфраструктура. Возьмём, к примеру, железную дорогу. Многие пассажирские маршруты были проложены ещё в царские времена и сегодня явно не соответствуют современным требованиям. Пока весь мир мчится на скоростных поездах, развивая сети высокоскоростных магистралей, у нас эти проекты либо заморожены, либо движутся черепашьими темпами. При этом цены на билеты зачастую сопоставимы или даже выше, чем на авиаперелёты, которые быстрее и комфортнее.

С авиацией тоже не всё гладко. Основные авиамаршруты связывают крупные города-миллионники, куда гарантирован пассажиропоток. А чтобы добраться до конечной точки назначения в глубинке, часто приходится совершать настоящие логистические квесты с пересадками на автобусы или электрички. Такие путешествия — серьёзное испытание для семей с детьми или людей с ограниченными возможностями.

Казалось бы, выход — личный автомобиль. Но и здесь туриста ждут сюрпризы. Наиболее обустроенным для путешествий остаётся лишь направление с севера на юг, от Санкт-Петербурга до Чёрного моря по трассе М-4. Свернуть с этого «туристического хайвея» — значит погрузиться в реалии, где заправки и гостиницы встречаются редко, а о современных автосервисах можно только мечтать.

Да и на самой М-4 не всё идеально. Введение платы за проезд не всегда сопровождается соответствующим качеством дорожного покрытия. А в летний сезон трасса превращается в гигантскую парковку, где стоять в пробках стало такой же привычной частью пути, как и в московской «пробке». Объехать же эти заторы практически негде — альтернативные дороги часто находятся в плачевном состоянии.

Таким образом, россиянин, решивший отправиться в путешествие по стране, сталкивается не только с финансовыми трудностями, но и с серьёзным транспортным дискомфортом.

География отдыха: куда податься?

Но даже если преодолеть финансовые и логистические барьеры, встаёт главный вопрос: а куда, собственно, ехать? Летом традиционный поток устремляется к морю. Эта привычка, унаследованная ещё с советских времён, когда поездка на юг была символом успеха и доступной роскоши, жива до сих пор. И туристическая индустрия, кажется, кроме черноморского побережья, предложить массовому туристу особо нечего.

Конечно, есть проверенные направления: курорты Кавказских Минеральных Вод, города Золотого кольца, горнолыжные склоны Домбая, плато Лагонаки, ну и, разумеется, две столицы — Москва и Санкт-Петербург. Но вся остальная необъятная страна с её уникальными природными, историческими и культурными богатствами остаётся на периферии туристического интереса. И как бы активно отечественные знаменитости ни рекламировали внутренний туризм (за весьма солидные гонорары), сами они предпочитают отдыхать за границей. Что тут скажешь — грустно.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Попытки что-то изменить, безусловно, предпринимаются. Например, в рамках президентской платформы «Россия — страна возможностей» уже второй год проходит конкурс «Мастера гостеприимства». Участникам предлагают гранты и менторскую поддержку в обмен на идеи и готовность работать в сфере туризма. Это хорошая инициатива, но разве точечные проекты могут изменить всю отрасль? Турист едет отдыхать в «город-сад», а не наблюдать за стройкой с неясными перспективами.

Национальный проект призван переломить эту ситуацию. Но если вдуматься, для реального развития туризма нужно менять не только его, а экономику в целом. Она должна естественным образом создать условия для роста туристической инфраструктуры — и для отдыха, и для деловых поездок. Человек должен иметь возможность быстро, комфортно и недорого перемещаться по стране, легко находить жильё и нормальное питание. Это станет реальностью только тогда, когда регионы начнут развиваться так же динамично, как столичные агломерации. Тогда они смогут предложить не только рабочие места, но и интересные туристические продукты, основанные на местной самобытности.

Пока же национальный проект по туризму рискует превратиться в подобие «Союза меча и орала» из романа Ильфа и Петрова — структуры, созданной для сбора денег с доверчивых энтузиастов без конкретных обязательств.

Мнение эксперта: нужны системные изменения

В этом контексте очень показательна позиция Константина Семина, журналиста и эксперта Московского экономического форума. Он убеждён, что решение может быть только одно — смена экономической парадигмы. Нужна система, основанная не на частной выгоде, а на государственном планировании и развитии. «Хотя это выглядит утопично, до тех пор, пока государство принадлежит крупным корпорациям и крупному капиталу», — признаёт сам Семин. Но в целом его мысль верна: необходимо менять экономическую стратегию в масштабах всей страны, а не создавать точечные «территории опережающего развития». Иначе идея национального туризма может повторить судьбу того же «дальневосточного гектара» — остаться благим, но нереализованным намерением.

А как думаете вы? Есть ли у внутреннего туризма в России реальный шанс на прорыв, или это очередная красивая история?

Источник: https://instagram.com/me_forum