Сегодня я хочу рассказать о месте, которое когда-то было сердцем обороны Заполярья, а теперь представляет собой безмолвный памятник ушедшей эпохе. Речь пойдёт о заброшенном военном аэродроме истребительной авиации Килпъявр. Его построили в 1953 году за полярным кругом, неподалёку от Мурманска. Одновременно с аэродромом на берегу одноимённого озера возвели посёлок для военного гарнизона.
Сейчас береговая линия озера хранит множество следов былой активности аэродрома, напоминая о его славном прошлом.
Историческая справка
Давайте для начала вспомним основные вехи в истории этого объекта. С 1956 по 1962 годы здесь базировался 174-й гвардейский Краснознаменный Печенгский истребительный авиаполк, носивший имя легендарного лётчика Б. Ф. Сафонова.
В 1962 году его сменил 941-й истребительный авиаполк.
Любопытно, что с 1963 по 1976 годы аэродром использовался совместно с гражданской авиацией, здесь даже функционировал аэропорт «Мурманск-3». В те годы взлётную полосу делили военные самолёты и гражданские лайнеры: Ту-124, Ту-134, Ил-18, Ан-24, Ан-10 и Ан-12. Однако история не обошлась без трагедий: в 1965 и 1970 годах вблизи аэродрома произошли катастрофы двух самолётов Ту-124.
В начале 1980-х здесь началась масштабная реконструкция, и к 1985 году обновлённый аэродром был готов принять новейшие на тот момент истребители Су-27.
Аэродром пережил распад СССР, и в 2001 году на его базе был сформирован 9-й гвардейский истребительный авиаполк, летавший на МиГ-19, МиГ-23М и Су-9. Однако в 2009 году полк перевели в Карелию, на аэродром Бесовец, где он был объединён с другими частями. С тех пор Килпъявр опустел.
Прогулка по заброшенному аэродрому
А теперь давайте вместе пройдёмся по территории, которую покинули военные более десяти лет назад. Когда-то её надёжно охраняли контрольно-пропускные пункты.
Мы выходим к дальним площадкам с арочными укрытиями для самолётов, которые были вкопаны в землю для защиты. Интересно, что некоторые из них позже были переоборудованы для совершенно других целей.
Например, в одном из укрытий демонтировали массивные защитные ворота и устроили командный пункт.
На входе в пристройку до сих пор висит герметичная дверь. Заглянем внутрь.
Внутри некогда единое пространство укрытия было разделено кирпичными перегородками на множество небольших комнат.
Кое-где ещё можно найти что-то интересное.
Но в целом, как и следовало ожидать, всё давно разграблено и представляет собой пустые бетонные коробки.
Другие укрытия были превращены в склады, которые сейчас также абсолютно пусты.
Двигаемся дальше, минуя различные склады и капониры для техники.
Сложно сказать, что именно здесь хранилось, но предупреждающие знаки на дверях красноречиво намекают на взрывоопасные вещества и источники радиации.
Далее мы попадаем на территорию, где когда-то готовили к применению авиационные ракеты.
Здесь на открытых площадках до сих пор валяется множество пустых ящиков из-под вооружения.
А также ещё одно арочное сооружение, укрытое земляной обваловкой.
Всё выглядит предельно аскетично и функционально.
Взлётная полоса и командный пункт
Теперь направляемся к самому сердцу аэродрома, проходя мимо площадок для подготовки самолётов к вылету, которые также могли служить для экстренных посадок.
Перед нами взлётно-посадочная полоса 03/21 длиной 2500 и шириной 44 метра. Когда-то её бетонка дрожала от рёва реактивных двигателей.
Рядом находится заглублённый командно-диспетчерский пункт (КДП), мозг всего аэродрома.
У входа валяется опрокинутый кузов автомобиля-фургона (кунг).
Для начала поднимемся наверх, в смотровую кабину, откуда диспетчеры наблюдали за полётами.
Она, разумеется, совершенно пуста.
А это помещение, где отдыхал дежурный персонал.
Теперь спустимся в подземную часть КДП, которая была защищена от возможных ударов.
Здесь размещалась аппаратура связи и силовые электрощиты.
Рабочие места операторов.
Фильтро-вентиляционная установка, обеспечивавшая жизнедеятельность бункера.
Помещения для отдыха дежурной смены.
И даже туалет, скрытый за массивной корабельной гермодверью.
Вентиляционный оголовок на поверхности.
Рядом с КДП лежит поваленная антенная мачта, символ прерванной связи.
Укрытия для истребителей
Далее наш путь лежит к стоянкам, где когда-то базировались боевые самолёты.
Одна из групп арочных укрытий для истребителей.
Эти сооружения были оборудованы массивными распашными воротами, которые защищали машины от суровых погодных условий Заполярья и осколков в случае атаки. Прямого попадания, конечно, они бы не выдержали.
Створки открывались с помощью электромоторов, которые, увы, не сохранились.
В последние годы существования аэродрома эти укрытия использовали как склады для различного ненужного имущества.
Ещё одно укрытие.
И снова внутри лишь груды хлама.
Попадаются даже фрагменты технической документации по оборудованию самолётов.
Главная находка: останки Су-27
А теперь пройдём к самой впечатляющей и печальной части нашего исследования.
Недалеко от одной из групп укрытий стоят останки семи многоцелевых всепогодных сверхзвуковых истребителей Су-27 — легендарных машин четвёртого поколения.
Самолёты Су-27 начали эксплуатироваться ещё в середине 1980-х, но официально были приняты на вооружение только в 1990 году.
Эти машины и сегодня составляют основу истребительной авиации России, а на их платформе создано целое семейство более совершенных модификаций.
Этим же «соколам» не повезло. Они полностью выработали свой ресурс и теперь ждут своей участи — утилизации на металлолом. С них сняты двигатели, крылья и всё ценное оборудование.
Грустное зрелище — видеть этих небесных хищников в таком беспомощном состоянии.
На одном из фюзеляжей ещё можно разобрать имя, которым гордо называли эту машину, — имя Героя Советского Союза А. П. Маресьева.
Рядом валяются остекления фонарей кабин некоторых машин.
И демонтированные пилоны для подвески вооружения.
Техническая зона
Теперь пройдём мимо площадки для заправки самолётов к технико-эксплуатационной части (ТЭЧ).
По пути попадаются брошенные крылья от истребителей.
Техническая часть здесь имела сразу два цеха для обслуживания авиатехники.
Обычно на аэродромах стоит один, более крупный.
Внутри, конечно, всё разграблено.
Но удивительным образом сохранились головные обтекатели (радиопрозрачные носовые конусы) от истребителей.
Если собрать все эти разрозненные находки в одном месте, можно было бы составить несколько макетов самолётов. Правда, лишь макетов.
Заглянем в бытовые помещения для персонала.
Здесь царит такая же картина разрушения и запустения.
Второй цех сохранился в ещё более плачевном состоянии.
Послесловие
Конечно, мы осмотрели далеко не всё. На территории ещё остались разрушенные котельные, брошенный автопарк и много других объектов. Но этот рассказ и так получился очень объёмным, а самое, на мой взгляд, интересное и впечатляющее мы уже увидели. На этом наша экспедиция подошла к концу.
Если вам понравился этот материал и вы хотите видеть больше подобных исследований забытых мест, подписывайтесь на наш канал и группу. Спасибо, что были с нами в этой виртуальной прогулке, и до новых встреч в других уголках истории!
