В последнее время всё чаще обсуждается судьба Консерватории имени Римского-Корсакова. Разговоры о долгострое, финансовых злоупотреблениях и полной неопределённости не утихают. Одни называют ситуацию позорной, другие настаивают на необходимости довести дело до конца. Эта история тянется уже более двух десятилетий. Однако корни проблемы уходят не к консерватории, а к масштабному проекту по другую сторону улицы — ко Второй сцене Мариинского театра.
Исторический контекст и вызов времени
Архитектурный ансамбль Театральной площади сложился в далёкие 1860-е годы. Но XXI век диктует свои правила, требуя модернизации. Мариинский театр столкнулся с острой нехваткой площадок для своей насыщенной программы. Ситуацию подогревал пример Москвы, где в 2002 году Большой театр с успехом открыл свою новую сцену. Так родилась амбициозная цель — создать «Мариинский-2».
Буря идей, которые не случились
Вариантов было множество. На начальном этапе выбор стоял между футуристичными «мусорными мешками» Эрика Мосса и «золотым куполом» Доминика Перро. Объединяло эти концепции одно — намеренный, резкий контраст с исторической застройкой. «В проекте Мосса мне как раз нравится то, что он раздражает, будоражит...» — отмечал художественный руководитель театра Валерий Гергиев. В свою очередь, Главгосэкспертиза в отзыве на проект Перро цитировала автора: он описывал комплекс как «взрывное гравитационное пространство, ощутимое при прогулке по набережной Крюкова канала». Однако этим смелым идеям не суждено было реализоваться. Градозащитники, сложные технические требования и высокая стоимость работ — вот главные причины, по которым от первоначальных решений отказались.
Новый конкурс и спорный результат
Был объявлен новый конкурс, и право на реализацию получило канадское архитектурное бюро. Их проект, куда более сдержанный и простой внешне, уже не вызывал столь бурных общественных дискуссий. Но, увы, Вторая сцена Мариинского так и не стала органичной частью архитектурного пространства Театральной площади. Многие горожане сравнивают её с торговым центром, и, надо признать, в этой критике есть доля правды. Технический переход-мост, соединяющий новое здание с историческим, у многих вызывает отторжение. В целом, здание сильно расходится с традиционным представлением о классическом театре. Конечно, у него есть и достоинства — например, отличная акустика и продуманные интерьеры, но это уже внутренние вопросы, важные прежде всего для музыкантов.
Символ эпохи и тяжёлое наследие
Вторая сцена Мариинского театра, несомненно, стала символом современного Петербурга. Её критикуют, негодуют, спорят о ней. Возникает даже провокационный вопрос: «А не затмила ли новая сцена своей массивностью главное, историческое здание Мариинки?» Многие специалисты считают, что так и произошло. Новое здание не просто не вписалось в фон, а визуально подавило старый театр. Особенно болезненным элементом стал тот самый мост, который, по замыслу, мог бы быть элегантным, а на деле грубо нарушил классическую панораму набережной Крюкова канала. «Может быть, внутри театр хорош, с отличным залом и акустикой — я не берусь это судить. Но мы часто спорим о каких-то мелких деталях в центре, а на такие масштабные изменения смотрим как на свершившийся факт», — поделился своим мнением архитектор Рафаэль Даянов в интервью изданию «Диалог».
Профессиональное архитектурное сообщество продолжает активно обсуждать этот и другие проекты. С мнениями экспертов можно ознакомиться по ссылке:
- https://online812.ru/2011/03/02/008/
