Заброшенное убежище-парковка: как огромное бомбоубежище на 2000 человек превратилось в забытый подземный мир

Многие защитные сооружения гражданской обороны проектировались с двойным назначением. В мирное время их просторные помещения часто использовались под склады, магазины, спортивные залы или, как в этом случае, под парковки. Такая эксплуатация, по замыслу проектировщиков, должна была помочь сохранить инфраструктуру убежищ в рабочем состоянии. Время приведения их в полную готовность к приёму людей могло варьироваться от нескольких минут до суток — всё зависело от конкретных нормативов и состояния объекта.

Однако реальность часто расходится с планами. Перед вами — пример масштабного отдельно стоящего убежища, рассчитанного на укрытие примерно двух тысяч человек. В спокойные периоды его главный зал должен был служить парковкой на 26–28 автомобилей. Но вместо этого объект оказался полностью заброшен и забыт. Его внешние габариты впечатляют: около 48 метров в длину и 24 в ширину.

Конструкция включает въезд для транспорта, оборудованный шлюзом с массивными защитно-герметическими воротами, а также два входа для людей, один из которых — спаренный.

На въезде установлены внешние ворота типа ВУ-II-2, а следом за ними — внутренние ВУ-III-2.

За воротами открывается обширный главный зал, который поддерживают двенадцать мощных колонн.

Без освещения пространство выглядит мрачно и подавляюще.

Поэтому, немного повозившись с распределительным щитком, удаётся включить свет.

Система жизнеобеспечения

Для объекта таких размеров требовалась мощная система вентиляции. Помещение фильтро-вентиляционной камеры (ФВК) здесь довольно просторное. Система могла работать в двух режимах: подача чистого воздуха и фильтро-вентиляция для очистки от опасных примесей.

На случай химического или радиоактивного заражения поверхности была предусмотрена громоздкая фильтро-вентиляционная установка. Её сердцем были семь вертикальных стоек, на каждой из которых размещалось по три фильтра ФП-200, похожих на бочонки.

Рядом расположены три расширительные камеры, оснащённые герметичными дверьми ДУ-IV-3. За ними скрываются два фильтра ФЯР. За первой дверью также находится универсальная защитная секция для забора воздуха из наклонного входа для людей.

Энергия и управление

Следующее критически важное помещение — главный щитовой пункт управления объектом.

Сердцем автономного жизнеобеспечения любого убежища является дизель-генераторная электростанция. Она была отделена от основных помещений двумя герметичными дверьми ДУ-IV-2. К сожалению, сейчас от дизеля остались лишь печальные останки.

Это был дизель-генератор ДГМА-48М1-1 мощностью 80 лошадиных сил (50 кВт). В собранном виде агрегат весил почти две тонны — 1900 кг. При максимальной нагрузке он потреблял около 11 литров топлива в час. Установка состояла из дизельного двигателя модели К-159, синхронного генератора переменного тока КС-91-4С и системы водяного охлаждения с воздушным радиатором.

Отдельная вентиляционная установка обеспечивала подачу воздуха для работы дизеля. Воздух можно было забирать в двух режимах: чистый — через оголовок вентиляционной шахты, или предварительно очищенный — через фильтр ФЯР из защищённой секции предтамбура.

В дальнем конце дизельной, за двумя гермодверьми ДУ-IV-2, хранился запас горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Пройдём туда.

Здесь установлены баки с аварийным запасом масла.

И большой резервуар для дизельного топлива.

Входы и вспомогательные помещения

Тамбуры людских входов оборудованы массивными защитно-герметическими дверьми ДУ-I-8, вес каждой из которых приближается к 750 килограммам.

Возле автовъезда, за ещё одной воздухоплотной дверью, находится помещение дополнительной вентиляционно-вытяжной установки.

Здесь в стене вмонтирован герметичный ставень, ведущий в расширительную камеру вентиляционной шахты. Конструкция с таким упрощённым запорным механизмом на Дальнем Востоке встречается редко. В среде исследователей подобные ставни даже получили прозвище «Казахстанские», потому что чаще всего их можно увидеть именно в тех краях.

Разумеется, в убежище были предусмотрены раздельные санузлы для мужчин и женщин.

Часть зала у автовъезда была отгорожена лёгкими перегородками под склады для средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов и т.д.).

Но сейчас эти стеллажи совершенно пусты.

На этом наш осмотр этого гигантского подземного сооружения подошёл к концу. Технически, его ещё можно было бы восстановить до состояния, пригодного для использования по прямому назначению — как защитное сооружение гражданской обороны. Однако ремонт потребует колоссальных финансовых вложений, которые вряд ли кто-то готов сейчас сделать.

Если вам было интересно погрузиться в этот забытый подземный мир, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание, и до новых встреч в других уголках заброшенной истории.