Хельсинки – город достаточно молодой. Ему немногим более 450 лет. При этом самые старые постройки насчитывают двести с небольшим лет: город практически полностью сгорел при пожаре в 1808 году. Поэтому здесь вы не встретите характерных атрибутов типичного западноевропейского города: готических соборов, остатков средневековых замков, кривых узеньких улочек и т.д. Зато построенное в этом городе за последнее столетие выглядит весьма интересным. Современная архитектура, точнее модерн начала XX века, его логичное продолжение – конструктивизм и функционализм, а также то, во что они впоследствии превратились в наши дни, делают город архитектурным целым.
Несколько выпадает из этого архитектурного целого созданный в середине XIX века ансамбль Сенатской площади с великолепным белоснежным Кафедральным собором и памятником российскому императору Александру II. Выпадает, но не портит. Более того, вид собора на Сенатской площади Хельсинки стал главным открыточным видом финской столицы, его визитной карточкой. Будучи совершенно равнодушным к классицизму и ампиру (по крайней мере, в архитектуре), я, тем не менее, остался под большим впечатлением от увиденного. Это действительно очень красиво.
Какое-то время Финляндия, в частности, та её часть, где находится Хельсинки, входила в состав Российской империи. Поэтому город архитектурно объединил в себе влияние и Запада, и России. Более того, создавшие наиболее яркие архитектурные образцы того времени зодчие были выпускниками петербургских учебных заведений. Памятник императору Александру Николаевичу не случаен в Хельсинки не только в качестве наследия Российской империи. Император этот даровал различные свободы финскому народу, ввёл национальную валюту, сделал финский язык государственным наравне со шведским, в связи с чем является здесь весьма уважаемой исторической фигурой. Помимо памятника, в его честь в центре города названа одна из улиц.
Хельсинки – одна из самых северных столиц не только в Европе, но и в мире. Собственно, севернее только Рейкьявик, но и тот находится на острове, а среди материковых столиц севернее Хельсинки нет ни одной.
Если попытаться охарактеризовать Хельсинки одним словом, я бы выбрал слово комфортабельный. С бытовой точки зрения это, пожалуй, самый удобный для жизни город из тех, в которых мне довелось побывать.
В наших анекдотах финны, а заодно и эстонцы, изображаются эдакими заторможенными ребятами, которые говорят оооочень мэээдленннно. Видимо это потому, что в финском языке часто встречаются сдвоенные буквы, как гласные, так и согласные. Но это если мы с вами начнём пытаться говорить или читать по-фински, будем произносить всё это очень медленно. И хорошо, если с первого раза произнесём. Те же, для кого финский язык – родной, строчат на нём похлеще, чем Анка-пулемётчица (тоже героиня анекдотов) из своего «Максима».
И вот ещё, что касается языка. С исторической точки зрения шведы по отношению к финнам – те же оккупанты. В Финляндии на шведском говорит всего каких-то шесть процентов населения. При этом шведский язык, наряду с финским, официальный государственный язык. Всё, что написано на финском, продублировано на шведском. Все таблички на двух языках. Любая улица не только katu, но и gatan. Да и сам Хельсинки – не только Helsinki, но и Helsingfors. Пожалуй, следовало бы взять на заметку некоторым, называющими себя европейскими и демократическими странами, опыт действительно европейской и демократической страны.
Вы много знаете выдающихся финнов? Лично я не очень много. Ну, Сибелиус, ну, Маннергейм. Любители спорта еще вспомнят Мику Хаккинена. Хорошо, еще Туве Янссон, познакомившая мир с мумми-троллями. Впрочем, что вы врёте?! Это мумми-тролли известны почти всем, а имя автора – только единицам выпендрёжников, мнящих себя интеллектуалами. Короче, не очень богатый культурный слой. Зато каждая мало-мальски значительная фиговинка красиво и бережно вставлена в файлик или витрину и прекрасно оформлена. Ярким примером такого заботливого и бережного отношения к своему наследию является Музей города Хельсинки, расположенный в старейшей сохранившейся каменной постройке города – доме Седерхольма (1757 год). Музей занимает небольшое трёхэтажное здание. Но фактически постоянная экспозиция музея находится на одном из его этажей – немного даже для Хельсинки. Всё остальное пространство здания отведено под магазины сувениров, кафе, детские игровые комнаты и помещения для временных выставок. А также технические и служебные помещения – гардеробы, камеры хранения и т.д. Зато оформлены эти немногочисленные экспонаты действительно великолепно. Как и положено быть современному музею, Музей города Хельсинки – интерактивный. Основная экспозиция музея повествует о недавнем прошлом города. Большая и наиболее интересная её часть – это предметы быта середины 20 века. Вход в музей – бесплатный.
Неподалёку от Музея города Хельсинки находится Президентский дворец, рядом с ним - Торговая площадь, у которой берёт начало еще одна городская достопримечательность – Эспланадный парк.
В восточной части Эспланадного парка расположен фонтан Хавис Аманда, в виде русалки, символизирующей рождение города Хельсинки. Хроники утверждают, что когда, при открытии памятника в 1908 году, с него сняли покрывала, статуя обнажённой девушки повергла в шок собравшихся жителей города. Надо же! Кто бы мог подумать, что тех же самых финнов, которые в 1970-х без всяких комплексов обустраивали свою личную жизнь прямо в коридорах и на лестницах ленинградских гостиниц, не дотянув даже до номера, шестьюдесятью годами ранее могла смутить невинная, в общем-то, бронзовая девушка.
Зато в 1932 году уже никто особо не смущался при открытии памятника Трём кузнецам, расположившегося в конце улицы Алексантеринкату. Впоследствии и площадь, на которой стоит памятник стали называть площадью Трёх кузнецов. Мне ничего не известно о личной жизни и пристрастиях автора этой странной скульптуры, изобразившего кузнецов в таком виде. Но как оказалось, памятник иллюстрирует старинную легенду, рассказывающую о тех временах, когда кузнечное ремесло давало не только средства на пропитание, но и прославило кузнецов как кудесников и мастеров, способных выковать вещи удивительной красоты. Говорили, что умелый кузнец может выковать даже солнце и звёзды. Кузнечное ремесло считалось практически волшебством. И вот, одна городская колдунья пообещала выдать свою дочь замуж за того, кто сможет выковать для неё счастье. С тех пор и трудятся, не покладая рук, трое кузнецов, тщетно пытаясь смастерить на наковальне счастье. Согласно другой городской легенде, кузнецы опустят свои молоты в тот момент, когда мимо пройдёт девушка неземной красоты, способная затмить дочь колдуньи. Так что, как видите, мужики с молотами вполне традиционной ориентации. А почему голые? Да кто ж вам скажет. Такими их увидел художник. Многие античные статуи тоже не носят одежду, и никого это не смущает. Легенда получилась по-фински практичная: не о каком-то там непонятном принце на белом коне, который неизвестно когда приедет и приедет ли вообще, а о вполне конкретном кузнеце, который есть в каждой деревне. В общем, лучше кузнец в руке, чем принц в небе.
Весьма необычен, в хорошем смысле этого слова, и очень оригинален памятник композитору Яну Сибелиусу, представляющий собой нечто вроде органных трубок. Памятник можно не только рассматривать со стороны, но и попробовать оказаться внутри него. Мне показалось, что с такого, внутреннего, ракурса он смотрится ещё интереснее.
В Хельсинки вообще довольно много странных памятников. Тут как раз впору упомянуть ещё одного забытого мною представителя Финляндии. Шоколад едите? Правильно: Карл Фацер, основатель торговой марки Fazer. На улице Kluuvikatu, где полтора века назад Фацер открыл свою кондитерскую, ему установлен памятник. Все недоумевают, какое отношение имеет позвонок доисторического животного (или кита?) к кондитерскому делу. Фацер же кондитер, а не палеонтолог! А оказывается это вовсе и не позвонок, а сладкий петушок. Помните, в нашем детстве таких леденцовых петушков на палочке продавали. Этот – один из них. Теперь всё становится на свои места: сладкий петушок, в отличие от позвоночной кости, имеет к кондитеру самое прямое отношение. Памятник так и называется: Fazerin kukko – «Петушок Фацера». Только вот форма у петушка довольно необычная. Интересно, Фацер действительно именно таких петушков лепил, или это просто художник их так увидел?
На фоне всех этих скульптурных странностей совершенно традиционно выглядит памятник маршалу Карлу Маннергейму. Практически классика. Конный памятник – почти такой же обязательный атрибут европейской столицы, да и вообще любого уважающего себя города, как ратуша. Несколько авангардно смотрится шапка-ушанка на голове маршала, но тут уж стоит учитывать особенности климата: это вам не Сочи.
Практически напротив памятника Маннергейму, на противоположной стороне проспекта Маннергейма, находится здание финского парламента. Строительно-ремонтные работы вокруг парламента не позволили мне сделать нормального снимка этого здания, а чужие фото вешать не в моих правилах. Но любой желающий сможет в Интернете найти это любопытное с архитектурной точки зрения сооружение. Помимо самого здания, построенного в лучших архитектурных традициях Третьего Рейха, Финский парламент впечатлил меня вот еще чем. Любой желающий, вне зависимости от гражданства, пола, национальности и прочих жизненных пристрастий может в любую среду, в часы работы парламента, прийти и послушать заседание парламента. Вот просто так сесть в зале для заседаний и послушать. Вы когда-нибудь пробовали зайти так вот запросто в здание Государственной Думы? Ну или Верховной Рады? Да что там Верховной или Государственной. Вы в свой местный орган законодательной власти попробуйте зайти. Ничего у вас не поучится. Охранники демократии вас туда не пропустят без всяческих там спецпропусков. А в Финляндии – запросто! Это как раз тот самый случай, когда слово «демократия» обозначает именно то, что в него вкладывали те, кто придумал это слово двадцать пять веков назад, а не то, чем пытаются прикрыть очередную необходимость что-нибудь «распилить» или перераспределить, или уравнять в правах очередное извращение.
Неподалёку от Финского парламента находятся ещё два объекта, которые во всех путеводителях по Хельсинки упомянуты как достопримечательности города. Один из них – Национальный музей Финляндии. Действительно любопытное и оригинальное для музея здание, архитектурно напоминающее кирху. В действительности здание изначально проектировалось и строилось именно как музей и к культовым учреждениям не имеет никакого отношения.
Второй объект, концертный зал, находится через дорогу от Национального музея и называется Дворец «Финляндия». Откровенно говоря, далеко не самая впечатлившая меня в Хельсинки достопримечательность. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что архитектором этого здания является Алвар Аалто, признанный одним из важнейших представителей скандинавского дизайна, крупнейшей фигурой в архитектуре Финляндии и «отцом модернизма» в Северной Европе. Пожалуй, в следующий приезд в столицу Финляндии стоит побывать внутри концертного зала.
А вот расположенные по соседству с Дворцом «Финляндия» Хельсинкский Дом музыки и Музей современного искусства Киасма, который строился и проектировался почти 40 лет, понравились даже очень.
И, наконец, хоть небольшого упоминания заслуживает самая, на мой взгляд, удивительная достопримечательность города – Temppeliaukion kirkko – Церковь в скале. Действительно высеченное в скале здание лютеранской церкви имеет всего 12 метров в высоту и внешне напоминает скорее здание цирка. Внутри же, благодаря талантливому архитектурному решению, это необычайно светлое и просторное сооружение с великолепной акустикой. Поэтому Церковь в скале зачастую используется не только по прямому назначению, но и для проведения различных концертов. В 2006 году здесь была проведена первая в Финляндии «металлическая месса», когда церковные песнопения исполнялись под аккомпанемент тяжёлого рока.
P.S. В начале 1980-х годов один мой родственник ездил в Хельсинки в командировку. Его очень поразило то, что там улицы мыли с шампунем. Сейчас в Петербурге этим уже никого не удивишь – здесь теперь тоже моют улицы шампунем. Меня же в мой первый приезд в финскую столицу, восемь лет назад, удивило обилие мусора в центре города, в районе привокзальной площади. На фоне Хельсинки Северная столица «немытой России» выглядела куда чище. Правда сейчас Хельсинки порадовал чистотой. Также обратило на себя внимание почти полное отсутствие мигрантов. Их здесь стало даже меньше, чем восемь лет назад.
Что еще бросилось в глаза в финской столице, так это обилие, по сравнению с Петербургом, курящих на улицах людей, любого пола и возраста. Наверное, это можно назвать минусом. А вообще, положа руку на сердце, единственный недостаток города Хельсинки это то, что он расположен слишком на севере. В остальном – замечательный город!
#путешествия #хельсинки #туризм в хельсинки #финляндия #скандинавия