Наши армейские закрома полны удивительных разработок, о которых многие даже не догадывались. Порой создаётся впечатление, что в СССР изобрели практически всё, чем мы пользуемся сегодня, просто об этом широко не сообщалось. Мы жили своей жизнью — ходили на демонстрации, искали дефицитные товары, а в это время конструкторы создавали настоящие технологические шедевры.
Помню, как впервые увидел компактный БТР-Д — бронетранспортёр для десантных войск — с массивной бочкой на крыше. Первая мысль была: «Наверное, мобильная заправочная станция». Однако реальность оказалась куда интереснее.
Это был комплекс воздушной разведки «Строй-П», только без его главного элемента — беспилотника «Пчела-1Т». А та самая «бочка» на бронетранспортёре — на самом деле контейнер с радиоэлектронным оборудованием для управления и связи.
Как рождался комплекс
Всё началось с амбициозного технического задания от военных. Им требовался беспилотный авиационный комплекс, способный вести круглосуточную разведку, наблюдать за объектами в реальном времени, а также корректировать огонь артиллерии, авиации и реактивных систем залпового огня. И всё это — в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника. Задача, прямо скажем, не из простых.
Но советские инженеры справились. Результатом их работы стал комплекс воздушной разведки «Строй-П» с беспилотным летательным аппаратом «Пчела-1Т». Разработку поручили опытному ОКБ имени А.С. Яковлева.
Уникальность «Пчелы-1Т»
Комплекс получился по-настоящему передовым. «Пчелу-1Т» проектировали не как простой дрон, а как полноценный маленький самолёт, что и определило её выдающиеся лётные характеристики. Именно эти качества ярко проявились во время двух чеченских кампаний. Сложные горные условия и интенсивные боевые действия сделали применение зарубежных аналогов практически невозможным. Только наша «Пчела» могла эффективно собирать разведданные в такой обстановке.
В тех конфликтах использовали пять аппаратов, выполнивших восемь боевых вылетов общей продолжительностью 7 часов 25 минут. Беспилотник мог удаляться от наземного пункта управления на 55 километров, работая на высотах от 600 до 2200 метров. К сожалению, в ходе испытаний в реальных боях два аппарата были потеряны.
«Пчела-1Т» могла находиться в воздухе до двух часов, развивая скорость до 160 км/ч. Её рабочий потолок достигал 3000 метров, а максимальная дальность полёта от точки старта — 60 километров.
Как работал комплекс
Запуск «Пчелы» осуществлялся с помощью двух твердотопливных ускорителей, которые разгоняли её по направляющим, установленным на том самом БТР-Д. После старта оператор мог выбрать один из двух режимов управления: полёт по заранее заложенной программе или свободное пилотирование.
После выполнения задания беспилотник возвращался на землю с помощью парашютной системы. Конструкция аппарата была модульной: если при посадке возникали повреждения, вышедшие из строя блоки можно было быстро заменить, что значительно упрощало обслуживание и ремонт в полевых условиях.
Вот такая «Пчела» стояла на вооружении нашей армии ещё с конца 1980-х годов. Говорят, что мы отставали в технологиях, но такие разработки доказывают обратное. Не только галоши умели делать.
