О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Это Дмитрий Дрозд.

Внимание! Данный текст отражает лишь мое личное мнение и не несёт никакого глобального анализа развития культур, социума и прочих умных вещей. Каждый итоговые выводы делает самостоятельно. Данный текст мною написал специально, как связующее звено для следующих текстов, завершающих поездку вокруг Ладоги. И если смысл написанного мною не понятен - значит я идиот.

Если не брать в расчёт дневную поездку в Финляндию, которую совершают огромное количество петербуржцев по магазинам, и ночную трёхчасовую покатушку по Дубаям во время транзитного ожидания следующего авиарейса, то первая полноценно посещённая зарубежная страна у меня была Новая Зеландия. Да не просто посещённая, а активно прокатанная на автомобиле по маршруту в 7000 километров.

Вот сравнение Новой Зеландии с картой европейской части России, чтобы было понятно, что это совсем немаленькая страна.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

И вот там я полноценно увидел своё идеальное представление о государстве. Знаете в чем оно выражается? В свободе. О чем я?

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Вся Новая Зеландия равномерно заселена. Фермерами! Ты едешь по трассе (кстати, на них нет обочин) и сразу начинаются границы чей-то земли. Причём это не глухие заборы, а просто столбики и натянутая проволока, чтобы овцы, или коровы, или ещё какая живность но разбегалась со своих пастбищ. А если это посевы - то и заборов нет.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Но самое главное не это. Самое главное - на каждом земельном участке стоит дом фермера, к нему подходит отличная дорога и вся семья живет на своей земле. С детьми. И нет никаких проблем в масштабе страны с такими жителями. Они все полноценно получают медицинскую помощь, работает почта, детей утром собирает школьный автобус, а вечером развозит обратно. Идеальная жизнь, которую мы часто видим в зарубежных фильмах.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Вообще возможность так жить реализована во множестве стран. Отдельные фермеры на своей земле, и небольшие городки, где вся социальная инфраструктура в виде школ, больниц, полиции и эти фермеры туда приезжают на выходные. Посидеть в пабе, совершить покупки в магазине, сходить в кино и так далее. Небольшой городок и в радиусе 100 километров много-много одиночных ферм. А уж в каких волшебных местах находятся эти фермы. Просто ВАУ!!! И буквально каждая вторая ферма имеет имеет табличку возле своей отворотки: Bed&Breakfast (Кровать и Завтрак). Без проблем можно к ним приехать, переночевать и вас утром накормят завтраком. Стоит это очень недорого. А после волшебной ночевки - продолжать путь. Это восхитительно!

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Так вот, к чему это все я? Подобная схема жизни и устройство общества исторически была и есть в Швеции, и на ее исторических территориях - Норвегии, Финляндии, Эстонии и частично Латвии. Там вообще так сложилось веками. Плюс в Швеции никогда не было крепостного права или какой другой зависимости крестьян от кого-либо. Все подданные короля имели всегда подобные права и такой уклад жизни, наоборот, поощрялся.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

И огромное развитие такого же уклада жизни было во всех британских колониях, к коим и относится Новая Зеландия. Но там пошло чуть по другой схеме. Как бы большинству было неприятно это осознавать и не признавать, но Билль о правах 1689 года это прежде всего ограничение абсолютной власти монарха и незыблемое закрепление прав человека, в том числе и как основа частной собственности. Нет ничего важнее прав человека и частной собственности!

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

В России же все особым путём. Первоначально крепостное право, потом вроде его убрали, но прав на землю не дали. Отсюда и возникновение деревень, общины и общности, со своими устоями и догмами.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Был крохотный период, когда об этом задумались и пытались что-то, но поменять. Я про Столыпинскую аграрную реформу. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы. Но что было, то было и теперь уже бессмысленно об этом рассуждать. А после Октябрьский переворот, Гражданская война, небольшие послабления во времена НЭПа и тотальное закручивание гаек.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Это грустно и смешно, но институт прописки регистрации не отменён и сейчас. Плюс ко всему прочему у нас законодательно невозможно купить землю, по центру своего участка построить дом и полноценно в нем жить. Нельзя... Про все остальное я даже упоминать не хочу. Орда чиновников, контролеров и проверявших точно хуже всех половцев и печенегов вместе взятых. Вот и нет у нас ни молока, на масла, ни сыра нормального.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

И когда мы путешествуем то очень часто передвигаемся по дорогам, которые идут в никуда... Очень забавно читать потом комментарии: «Пока вы тут не катались на джипах - местные катались на запорожцах. Вы сволочи!» Интересно, почему никого не заботит откуда появились эти дороги и почему они умирают?

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Естественно, я понимаю, что это бывшие дороги к деревням (в Карелии и на Севере Ленинградской области - к хуторам). Более того, мои поездки по стране и постоянное наблюдение собственными глазами вымерших/вымирающих деревень говорило об одном - мы в жопе. Это в Питере и Москве все красиво, а в стране все убого и ужасно.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

В одни прекрасные выходные решили мы проверить как работает схема проезда в Карелию. С этими анкетами и запретами. А так как были по работе на границе Ленинградской области, то чего не сделать крюк всего в сотню километров?

Анекдотическая ситуация: в связи с сами-знаете-чем закрыли часть МФЦ, а оставшиеся перевели на электронную запись. Сразу родилось две проблемы: огромные очереди на запись и запись в МФЦ, которые находятся у черта на куличках. Нас записали в МФЦ за 70 километров от дома. Я прям порадовался, что Ленинградская область маленькая. Была бы она в размер Красноярского края могли бы дать запись и за 500 км легко!

Так вот, сделав все дела и сняв крепость Корела без людей (про нее будет отдельный пост), мы выдвинулись на границу с Карелией. Формальное заполнение анкет и мы уже на мосту на остров (вот тут описание и внешний вид анкет).

Остров Кильпола (фин. Kilpolansaari)

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

На Ладожском озере около 660 островов, которые по площади больше 1 га, общей площадью 435 квадратных километров. Из них около 500 сосредоточено в северной части озера, в так называемом шхерном районе. Вот остров Кильпола и является ярким представителем западной оконечностью Ладожских шхер. Причем это один из двух крупных островов, который связан с берегом мостом.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Везде пишут, что остров Кильпола является третьим по величине островом общей площадью 32,1 квадратных километра. Кстати на острове живет медведь! И точно посещает стоянки туристов. Вот тут фотографии его жизнедеятельности.

При этом, если смотреть на современные спутниковые снимки видно, что два острова: Монтоссаари и Пакатинсаари фактически образуют единый остров, и совершенно неясно площадь с учетом их площади или нет. Я так и не смог найти сводную таблицу площадей островов Ладоги.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Также почти каждый второй сайт перепечатывает интересную информацию, что исторически это остров древних Карел, но нет никаких данных о масштабных раскопках, и уж тем более о находках!

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Ясно одно, что, несмотря на установленный камень в поселке Хийтола, о дате основания его в 1396 году, первые упоминания о селении Гитола (так называлась Хийтола) относится к 1471 году. В любом случае, скорей всего тогда и на острове уже была жизнь (в смысле дома стояли).

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Существует шикарный сервис: http://www.etomesto.ru с огромным количеством исторических карт. И самая старая карта, с достаточно крупным масштабом является картой Выборгской губернии 1805 года.

На карте явно наблюдается уже развитая структура поселений на территории Острова (островов, по старым картам явно видно разделение островов).

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Но самой интересной является крупная и подробная финская карта 1939 года.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Я не сразу смог ее достать с сервиса в нормальном масштабе, но смог, и вот как выглядел остров в 1939 году. Пролистайте ее. На второй карте выделил все финские хутора.

87 хуторов! Дороги, мосты и прочее. Знаете, как выглядела дорога по острову в 1943 году? Вот так:

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Я когда читал различные факты, не совсем понимал, как Красная Армия отступала через остров и эвакуировалась на баржах от финнов. Особенно, проехав часть дороги в текущем состоянии. А вот найдя фотографии времен Второй Мировой войны – сразу все понял. Отличные дороги к огромному количеству хуторов!

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Но мы пришли, финны ушли. Были созданы совхозы (очень забавно наблюдать как финские хутора помечены как сарай). И, как и следовало ожидать, все совхозы и колхозы тихо сдохли. И на острове умерло практически все, как и умерла дорога…

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Буквально несколько лет назад поездка на автомобиле даже к месту, куда мы неторопливо доехали за пару часов, была экстримом! Рубилово день в одну сторону минимум! Но вот тут назад начали строительство дороги до очень привлекательной, туристической поляны.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

Что очень радует, пусть хоть так, но остров развивается, хотя у меня есть дурная чуйка, что по факту появится шлагбаум и настанет совсем жопа… Вот и не знаешь, что лучше.

О дорогах в никуда или то, что мертво, умереть не может.

На остров мы ездили с отличной компанией!

Артем по итогу у себя в разделе выкладывает про дороги в современном состоянии:

А Ника Зубра завела свой сайт . Часть фотографий в данном посте ее. У нее очень прикольные ролики про сов! Посмотрите!

Всем отличных путешествий!