Ночное исследование подземелий советского завода: находка среди руин

Ночь выдалась необычайно тихой и светлой. Полная луна, словно мощный прожектор, заливала всё вокруг холодным белым сиянием, которое отлично справлялось с ролью фонаря, высвечивая остовы некогда гудящих заводских цехов. Картина была одновременно и величественной, и печальной.

Передвигаться приходилось с предельной осторожностью, внимательно следя за каждым шагом. Под ногами то и дело попадались развороченные плиты, из которых торчали ржавые, острые как бритва, прутья арматуры. Одно неверное движение — и можно было легко провалиться в одну из многочисленных подземных полостей.

В принципе, это место можно было исследовать и днём, но я сознательно выбрал ночное время. На поверхности вовсю кипели работы по сносу, и грохот тяжёлой гусеничной техники не стихал до позднего вечера. Спускаться под землю, когда над тобой гремят бульдозеры и экскаваторы, — идея, граничащая с безрассудством, даже для такого опытного сталкера, как я.

После долгих поисков мне наконец удалось отыскать в одном из полуразрушенных цехов уцелевшую лестничную клетку. Спустившись по её шатким ступеням, я оказался в настоящем лабиринте — системе подземных переходов, соединявших когда-то различные производственные корпуса.

Эти тоннели в народе часто называют «секретными», и на то есть причина. Они использовались не только для коммуникации, но и для скрытной транспортировки продукции между цехами. Как-то раз я читал мнение одного историка, который утверждал, что СССР был «помешан на конспирации». Глядя на эти коридоры, понимаешь, что в его словах есть доля правды. Государственные секреты в те годы охранялись с поистине железной тщательностью.

Бомбоубежище: капсула времени

Пройдя по запутанным тоннелям, я вышел в старое гражданское бомбоубежище. Помещение представляло собой суровый бетонный куб, по периметру которого стояли массивные, покрытые пылью и ржавчиной, вентиляционные установки.

Конструкция была довольно аскетичной: отдельной комнаты для фильтро-вентиляционного оборудования здесь не предусмотрели. Лишь дизель-электростанция (ДЭС), сердце любого убежища, удостоилась собственного изолированного помещения.

С назначением этого места всё было ясно. Теперь предстояло самое интересное — неспешный осмотр комнат в надежде отыскать артефакты ушедшей эпохи.

Когда-то это убежище было полностью укомплектовано на случай чрезвычайной ситуации. Можно было представить себе ряды противогазов, коробки с фильтрами, медицинские сумки, набитые бинтами, жгутами и препаратами, и множество другого снаряжения, которое должно было помочь пережить «час икс».

Моё внимание привлекла целая стопка защитных касок. Забавно, но сложили их в самом неожиданном месте — там, где по всем схемам должен был располагаться туалет. Причуды логистики, не иначе.

Главная находка

И, как это часто бывает, самая интересная находка ждала меня в самой дальней и тёмной комнате. На полу, в слое пыли и строительного мусора, лежали несколько полиэтиленовых пакетов. Внутри — взрыватели. Те самые, которые когда-то были конечной продукцией этого ныне мёртвого завода, специализировавшегося на их производстве.

Вот так они выглядели в сборе, будучи частью противопехотной мины. Зрелище, заставляющее задуматься о двойственной природе человеческого гения.

К огромному облегчению, все эти экземпляры оказались учебными, макетами, не представлявшими реальной опасности. Скорее всего, именно поэтому их и бросили здесь. Утилизация даже такой «безопасной» продукции — процесс сложный и дорогостоящий, требующий специальных разрешений и процедур.

Вылазка получилась по-настоящему удачной. Однако радость от находки омрачала одна мысль. На поверхности, под светом той же луны, неумолимо работала техника, снося в пыль остатки заводских корпусов. Придёт день, и эти подземные тоннели, и это бомбоубежище, хранящее следы истории, разделят судьбу всего завода. Их погребут под тоннами грунта и бетона, как погребают сейчас десятки подобных предприятий по всей стране. Останется только память да эти фотографии.