Главное в путешественнике-внедорожнике: не мощность, а лебёдка

Привет, это Дмитрий Дрозд.

Есть в нашей психологии удивительный парадокс. Казалось бы, во всём можно учиться на чужих ошибках, но нет — мы упорно наступаем на те же грабли, проходя свой путь проб и разочарований.

С чего обычно начинается подготовка внедорожника? Сразу хочется поставить двигатель помощнее, колёса агрессивнее и массивнее, добавить крутой обвес. Часто на этом всё и заканчивается — машина так и не покидает асфальт.

А если и съезжает, то владелец начинает переживать за каждую царапинку на кузове. И проезд даже лёгкого бездорожья превращается в шоу: газ в пол, брызги во все стороны, эффектно, зрелищно... и абсолютно бессмысленно! А порой — и откровенно опасно.

Кстати, именно такие кадры чаще всего требуют маркетологи автозаводов для рекламы. Печально.

Почему это бессмысленно и опасно? Потому что так можно ехать только по ровной поверхности. На настоящей колее под колёсами может оказаться что угодно: брёвна, камни, глубокие ямы. Я сам видел пробитые днища, брёвна, влетевшие в салон, разбитые мосты и даже перевороты. В интернете таких фотографий — масса.

И всё это происходило под девизом: «Слабоумие и отвага!»

Я и сам прошёл через эту стадию. Очень давно — на Hummer H2, и недавно — вот на этом фото:

Итог? Погнул полки рамы. Геометрия, к счастью, не пострадала, но полки пришлось править. Сейчас я бы повторил такой трюк только если бы мне заранее оплатили новую раму и её установку.

Мой путь эволюции на примере ГАЗ Соболь 4х4 для путешествий

  • В первой же поездке я умудрился подпалить сцепление. Мне это, понятное дело, не понравилось, и я заменил штатную раздатку на тюнинговую, с отличным понижением. Но это решение выявило новые проблемы, уже связанные с самим понижением.
  • Затем я дважды рвал переднюю вилку кардана: один раз в песках, другой — на камнях. Я быстро усвоил, что на песке и камнях, если застрял, не стоит сразу включать переднюю блокировку. Лучше выйти, поработать лопатой на песке или вручную подвигать камни. Зато тогда я по-настоящему оценил преимущества механических колёсных муфт (хабов) и самой блокировки. Если вилка порвана, то с блокировкой хотя бы одно колесо будет тянуть.
  • После этого я научился грамотно пользоваться передней блокировкой. Но в итоге «убил» заднюю — полуоси оказались крепче, и сломалась сама блокировка. Пришлось её менять. Примерно тогда же я снёс защиту раздатки.
  • Один раз я оторвал задний кардан. Опять же — безумная рубка через камни, да ещё и ночью.
  • А в последний выезд я сдвинул раздатку с её штатного места. Теперь нужно делать специальную защитную «лыжу».

Какие уроки я извлёк из этого опыта?

  • Тише едешь — дальше будешь. Лучше перед сложным участком выйти, осмотреться и найти оптимальный путь.
  • Ночью — спать. Двигаться — днём, будучи выспавшимся и собранным.
  • Никакого «газа в пол»! Это мгновенно создаёт чудовищные нагрузки на сцепление, коробку, блокировки, вилки и полуоси. Обязательно что-нибудь сломаешь или наскочишь на скрытое в грязи препятствие.
  • Блокировки нужны на скользких грунтах, песке или снегу — там, где нужно медленно и плавно двигаться, не допуская пробуксовки. Там же очень кстати оказывается пониженная передача.
  • Для путешествий не нужна бешеная мощность двигателя или сверхагрессивная грязевая резина.

Когда у тебя есть лебёдка, всё остальное отходит на второй план. Всегда можно аккуратно подтянуться, протащить машину и продолжить путь.

И самое интересное — обслуживание лебёдки обходится намного дешевле, чем ремонт блокировок, раздатки или вилок. За два с половиной года эксплуатации я потратил на ТО лебёдок всего 4000 рублей. Ну, и ещё один раз — на хороший трос. И всё.

У меня обе лебёдки стоят с самого начала. И с каждым годом я пользуюсь ими всё чаще! Как только понимаю, что начинаю буксовать — включаю лебёдку. Как только чувствую, что участок рискованный — еду медленно и страхуюсь, подтягиваясь лебёдкой.

И так далее...

Например, на Импилахти я сейчас доезжаю от грунтовки за 35-40 минут. На заднем приводе уходил час. Столько же — на переднем (как раз в те моменты, когда что-то ломал). Неподготовленный автомобиль, но с лебёдкой, я бы протащил часа за три-четыре. Вот и вся разница в скорости.

К чему я всё это? Если вы хотите путешествовать спокойно и уверенно, в первую очередь вложитесь в хорошую лебёдку! С ней ваши возможности вырастут в разы! Не на проценты, как с другими доработками, а именно кратно.

И это, кстати, сразу же даёт большую экономию на ремонтах.