Первая железная дорога в России: неожиданная правда и сохранившиеся артефакты

Веду свой железнодорожный блог уже два года, но лишь недавно с удивлением обнаружил, что заблуждался насчёт места появления первой железной дороги в нашей стране. Оказывается, от самой первой «железки» кое-что даже уцелело до наших дней. Вот как выглядит этот исторический артефакт.

Если задать этот вопрос человеку, не углублявшемуся в историю транспорта, он, скорее всего, уверенно назовёт линию Петербург–Москва, известную как Николаевская железная дорога, открытую в 1851 году. Действительно, это была первая масштабная магистраль, соединившая две столицы, но она отнюдь не была первой железной дорогой в Российской империи.

Те, кто немного лучше знаком с историей, вспомнят Царскосельскую железную дорогу, запущенную в 1837 году и связавшую Петербург с Царским Селом. Её протяжённость составляла 27 километров, и её по праву можно считать первой железной дорогой общего пользования. Однако и она не была самой первой.

Личное заблуждение и открытие

Я и сам долгое время ошибочно связывал рождение российских железных дорог с отцом и сыном Черепановыми, создавшими первый отечественный паровоз на Выйском заводе (ныне Нижний Тагил). Логика была простой: раз первые паровозы построили там, то, вероятно, и первая рельсовая дорога появилась в тех же краях.

Но, погрузившись в книгу Алексея Вульфова «История железных дорог Российской империи», я узнал другую версию. По мнению автора, первенство принадлежит дороге, построенной инженером Петром Фроловым в 1809 году на Алтае. Эта линия длиной 1,87 км соединяла Змеиногорский рудник с заводом. Фролов тогда подсчитал, что дорога позволит заменить труд 1078 рабочих всего двумя лошадьми и двумя людьми (паровозы тогда ещё не применялись). Конструкция включала мост через реку, виадук, рельсы, шпалы и даже утверждённый график движения вагонеток. Вот как она предположительно выглядела.

От алтайской дороги Фролова до наших дней сохранились лишь колесо и фрагмент рельса, которые теперь хранятся в Алтайском краевом музее.

Ещё более раннее открытие

Однако, изучая информацию о дороге Фролова в интернете, я с изумлением обнаружил, что и Вульфов, возможно, не совсем точен. Оказывается, существовала ещё более ранняя рельсовая дорога — на территории современной Карелии. Правда, называли её тогда не железной дорогой, а «чугунным колесоприводом».

Это сооружение появилось в 1788 году на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске. Его длина составляла около 200 метров, и предназначалось оно для транспортировки пушек и руды из доменного цеха в сверлильный. Шпалы были отлиты из чугуна, а рельсы — из стали. Ширина колеи между внутренними гранями рельсов равнялась примерно 80 сантиметрам. В качестве подвижного состава использовались вагонетки, на которые укладывали стволы пушек, а перемещали их по рельсам вручную, силами рабочих.

До наших дней сохранились фрагменты этого уникального колесопровода: чугунный стрелочный перевод и скат вагонетки, на котором перевозили пушки. Увидеть эти реликвии можно в Губернаторском парке на территории Карельского краеведческого музея, а также у входа в Научно-технический музей промышленной истории Петрозаводска.

Признаюсь, фотографии, которые мне удалось найти (в том числе в Википедии), оставили двойственное впечатление. Создаётся ощущение, что к сохранению этого уникального памятника инженерной мысли — первой российской железной дороги — относятся без должного внимания.

Впрочем, стоит сделать скидку на то, что эти снимки датированы 2011 годом. Вполне возможно, что сейчас за историческим объектом ухаживают более тщательно.

Если же углубиться в историю ещё дальше, то можно узнать о существовании в XVIII веке так называемых лежневых дорог. Это были пути, где в качестве колеи использовались деревянные продольные брусья (лежни), уложенные на грунт или вкопанные вровень с ним. В определённом смысле их можно считать прообразом железной дороги, но лишь прообразом — полноценной рельсовой конструкцией они не были.