Неожиданные возможности ЗИЛ-131: как армейский грузовик покорил бездорожье

Всем привет! Хочу поделиться впечатлениями от недавней поездки с ребятами из CT Russia. Мы катались по карьеру на легендарном ЗИЛ-131, и я сделал целую серию фотографий, которые полностью перевернули моё представление об этой машине.

С детства у меня сложилось стойкое убеждение, что армейские автомобили созданы в первую очередь для движения строем по укатанным колеям, а для сложного рельефа они попросту не приспособлены.

Открытие в карьере

И вот на моих глазах ЗИЛ-131 начал демонстрировать настоящую красоту движения по холмам и буеракам.
При кажущейся скромной мощности двигателя — всего 150 лошадиных сил — и общей снаряжённой массе свыше 6 тонн, этот грузовик уверенно, почти внатяг, преодолевал раскисшую карьерную глину.

Секрет тяговитости

Для тех, кто разбирается в технике, цифра в 150 лошадей действительно кажется небольшой. Но весь фокус в крутящем моменте — целых 410 Нм, доступных уже на 1 800–2 000 оборотах в минуту. Это делает двигатель невероятно тяговитым. И неудивительно: заказчиком этой машины, созданной в 1966 году, было Министерство обороны СССР. Тут всё серьёзно, без компромиссов.

Геометрия побеждает

Блокировок дифференциалов здесь нет, но зубастая резина и колёсная формула 6x6 не оставляют бездорожью ни единого шанса. Ходы подвески просто огромные! И это в совершенно штатном, серийном автомобиле.

«Флекс» по-советски

У американских джиперов популярен термин «флекс» — это демонстрация рабочих ходов подвески относительно кузова. Чем больше флекс, тем круче считается построенный внедорожник.

Но до флекса ЗИЛа-131 многим современным внедорожникам просто далеко! Это настоящая, суровая красота инженерной мысли!

Мечта путешественника с оговоркой

По-моему, это идеальная основа для путешествий по просторам России. Меня смущает лишь одно — аппетит в 50 литров бензина на сотню километров. Но ЗИЛ создавался в эпоху холодной войны, когда экономичность стояла далеко не на первом месте. Главными задачами были выполнение поставленной цели и, образно говоря, победа над любым врагом, включая бездорожье.

За долгие годы выпуска ЗИЛ-131 был накоплен колоссальный опыт эксплуатации тяжёлых грузовиков в условиях полного бездорожья. Многие решения, опробованные и отточенные на «сто тридцать первом», успешно применяются и в современных разработках.

Новая цель

И вот теперь у меня созрел план: привести в порядок кузов-кунг, установить более экономичный дизельный двигатель, сделать качественную шумоизоляцию — и отправиться на таком монстре в путешествие, например, на Кольский полуостров. Теперь у меня есть новая мечта.