В наших материалах про военные аэродромы часто мелькают характерные арочные сооружения из железобетона. Как правило, мы упоминаем их в контексте истории самих аэродромов или полков, но сегодня хочу поделиться более детальным рассказом об этих укрытиях, которые многие по ошибке именуют капонирами. Со стороны они кажутся одинаковыми, но это лишь первое впечатление — на самом деле их конструкция и эволюция заслуживают отдельного внимания.
Что представляли собой арочные укрытия
Речь идёт о железобетонных обсыпных укрытиях типа 2А/13. Они служили не просто для стоянки, а для полноценного обслуживания, заправки, вооружения и даже запуска двигателей таких самолётов, как МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25 и другой крупногабаритной техники. Главная их задача — защита от поражающих факторов (пуль, осколков) и непогоды.
Типовое укрытие имело размеры 12,9 на 28 метров (хотя встречались и нестандартные варианты), толщину стен 60 см. Снаружи конструкцию покрывал слой грунта толщиной не менее метра, который обкладывали дёрном и часто засаживали хвойными деревьями для маскировки.
История массового строительства
Массовое возведение таких сооружений в СССР началось после Шестидневной войны 1967 года, когда стало очевидно, что самолёты, выстроенные в ряд на открытых стоянках, крайне уязвимы для напалма и кассетных бомб. Хотя первые эксперименты с укрытиями проводились ещё в начале 1960-х, а во время Великой Отечественной войны их строили из подручных средств, именно после 1967 года началось планомерное строительство капитальных ЖБУ.
Первыми такие укрытия получили аэродромы вокруг Москвы и Ленинграда. Затем, с учётом выявленных недостатков, модернизированные версии появились в Прибалтийском военном округе и в группах войск в Восточной Европе. Впоследствии их стали строить на всех новых или реконструируемых аэродромах истребительной и бомбардировочной авиации по всему СССР.
С 1968 по 1984 год было построено около 3800 арочных и других капитальных укрытий для фронтовой авиации. Из них более 1500 — на аэродромах групп войск за рубежом, а около 2000 — на территории Советского Союза.
Конструктивные особенности и эволюция
Вход и выход самолёта обеспечивала фронтальная сторона укрытия, защищённая двухстворчатыми воротами. Изначально это были откатные ворота, которые устанавливались на сооружениях первой очереди (тип 2/11). Ранние створки собирали из пустотелых железобетонных блоков с песчаной засыпкой, их толщина достигала метра.
Первые укрытия имели два варианта остова: с использованием элементов типа «ГОФР» в качестве арматуры и опалубки, а также с применением армометаллоблоков (АМБ). Сверху конструкцию обваловывали грунтом и обкладывали железобетонными блоками.
С применением в качестве рабочей арматуры и опалубочной формы элементов типа "ГОФР".
И с применением в качестве рабочей арматуры и опалубочной формы армометаллоблоков (АМБ).
Сверху конструкция обваловывалась грунтом и обкладывалась железобетонными блоками.
Задняя стенка, как и фронтальная часть, сооружалась из обычных фундаментных бетонных блоков.
Для запуска двигателей внутри укрытия в торцевой стене оборудовали газоотводный канал, который отводил газы из сопел самолёта наружу под углом 90 градусов. На ранних моделях он был шире и оснащался рассекателем.
Позже появились более быстровозводимые укрытия типа 2А/13 из сборных железобетонных арок. Их ворота стали тоньше, собирались из железобетонных панелей с металлоизоляцией, иногда с дополнительными рёбрами жёсткости. В этих моделях отказались от рассекателя, сделав газоход сечением 3×3 метра.
В этих укрытиях уже отказались от рассекателя и сделали газоход сечением 3 х 3 метра.
На поздних укрытиях створки откатных ворот при открытии замка раскатывались под собственным весом, часто без дополнительной металлоизоляции.
Створки двигались на роликах по рельсам с помощью электролебёдки, расположенной снаружи. Однако вскоре выявились недостатки: перекос створок, износ тросов, выход лебёдок из строя из-за осадков, проникновение влаги в щели. К концу 1980-х на многих аэродромах откатные ворота просто оставляли открытыми.
Интересно, что на строительство одного такого укрытия уходило 10–14 дней и два бульдозера.
Усовершенствования: распашные ворота и дополнительные функции
С учётом выявленных проблем в конструкцию внесли изменения. Появились распашные металлические ворота на шарнирах, заполняемые песком или гравием для дополнительной защиты. Их ролики перемещались по изогнутым рельсам, а электролебёдки размещались внутри, что защищало их от осадков. Первые такие ворота опробовали на аэродромах Прибалтики. Для защиты от осадков над воротами устанавливали козырьки.
Газоходный канал увеличили до 4×3 метров для улучшения отвода газов от двухдвигательных самолётов.
Самолёты с изменяемой геометрией крыла (например, Су-24) размещались со сложенными крыльями, а крупные машины вроде Су-25 иногда ставили диагонально.
По бокам укрытий оборудовали вспомогательные ниши с отдельными входами снаружи. Их использовали как склады для инвентаря, запасных частей и расходных материалов. В нишах поздних моделей устанавливали топливные колонки систем централизованной заправки, кислородные станции, хранили первый боекомплект, подвесные топливные баки и средства наземного обслуживания.
Над входами некоторых укрытий возводили дополнительные постройки: караульные вышки, посты дежурных, наблюдательные пункты и даже сборные огневые точки.
В отдельных случаях монтировали радиолокационное оборудование.
Площадки перед укрытиями и рулёжные дорожки выкладывали аэродромными железобетонными плитами.
А как же крупные самолёты?
Для дальних и стратегических бомбардировщиков, ракетоносцев и военно-транспортных самолётов арочные укрытия обычно не строили из-за их больших размеров и высокой стоимости. Вместо этого сооружали защищённые технико-эксплуатационные части (ТЭЧ). Например, на аэродроме «Каменный ручей» над воротами ТЭЧ сделали дополнительную створку для прохода киля и стабилизаторов.
На этом наш рассказ подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно узнать подробности об этих уникальных инженерных сооружениях советской эпохи.
Если материал вам понравился, поддержите нас лайком, подпишитесь на канал и делитесь публикациями с друзьями. Спасибо за внимание, до новых встреч!
