Путешествуя по Абхазии, я не мог не обратить внимание на примечательную деталь местного пейзажа — заброшенную технику. Порой встречались и вовсе удивительные артефакты, вроде танка Т-55, оставшегося у дороги со времён военного конфликта. Однако, сравнивая с соседней Арменией, я заметил разительное отличие: здесь брошенных машин оказалось меньше, и их разнообразие было не столь велико. В этом рассказе я хочу поделиться своими впечатлениями об абхазском автопарке — как о том, что давно превратилось в металлолом, так и о том, что колесит по дорогам сегодня.
Сразу отмечу главное наблюдение: отечественных автомобилей на ходу здесь почти не встретишь. Единственное, но яркое исключение — это «Волги». Эти советские легенды можно увидеть и в движении, и, увы, в печальном состоянии, постепенно разрушающиеся среди живописных развалин.
Что осталось в прошлом
Меня удивило, как много брошенной сельскохозяйственной техники разбросано по полям. Видимо, старые советские трактора часто выходили из строя, и местным жителям оказалось выгоднее и проще перейти на поддержанные японские модели, чем заниматься сложным и дорогим ремонтом.
Та же судьба постигла и грузовики. Подводя итог, могу сказать, что вся брошенная техника, которую я видел в Абхазии, была произведена в нашей стране.
Неожиданные открытия
Абхазия преподнесла мне несколько сюрпризов, связанных с автомобилями.
Во-первых, я ожидал увидеть гораздо больше заброшенной техники, представляя себе целые «кладбища» машин и поездов у каждого города. Но я ошибся — сейчас такого уже нет, многое, видимо, утилизировали.
Во-вторых, меня поразило качество машин, которые находятся в эксплуатации. Особенно в прибрежных городах ездят на очень хороших автомобилях. Конечно, я сравниваю не с Москвой, а с родным Поволжьем, но разница очевидна — здесь автопарк выглядит значительно богаче.
Совсем новых, «свежих» с конвейера машин здесь не так много. Зато поддержанных внедорожников, которые в моём регионе стоят от миллиона рублей, просто огромное количество.
Откуда берутся хорошие машины?
Здесь напрашивается вопрос: откуда у людей средства на такие автомобили? Всё объясняется довольно просто. На местный автопарк влияют три ключевых фактора, которые делают покупку хорошей машины в Абхазии гораздо более выгодной, чем в России.
Первый и самый важный: здесь практически отсутствуют высокие таможенные пошлины, из-за чего машины могут стоить на 30-40% дешевле, чем у нас.
Второй: с налогами, страховками и прочими сопутствующими платежами тут тоже всё намного проще и дешевле. Содержание автомобиля, особенно с мощным двигателем, обходится значительно легче для кошелька.
Третий: запчасти и расходные материалы здесь дешевле, а значит, и ремонт в целом менее затратный. (Хотя есть и ложка дёгтя: с сервисами и мастерами в Абхазии не всё идеально, поэтому многие предпочитают ездить на ремонт в Сочи.)
И ещё один немаловажный момент. На что ещё здесь тратить деньги? Недвижимость очень доступна, свободной земли много, а возможности для инвестиций довольно ограничены. Так почему бы не позволить себе хороший автомобиль, если есть такая возможность?
Послесловие и вопрос
В целом, я рад за людей, которые могут покупать машины по их реальной, а не завышенной стоимости. Но у меня остаётся недоумение: почему в России до сих пор действуют высокие таможенные пошлины, если многие так называемые «отечественные автопредприятия» уже в значительной степени принадлежат иностранным компаниям?
Возьмём, к примеру, нашего любимого производителя — АвтоВАЗ. К слову, это крупнейший автопроизводитель в России. Он принадлежит компании Alliance Rostec Auto BV, которая зарегистрирована в Нидерландах и является совместным предприятием государственной корпорации «Ростех» и французского концерна Renault.
