Личный опыт: первая поездка в новом вагоне «2019» — удобства и разочарования

Мне выпала возможность совершить поездку на фирменном поезде «Белогорье», который курсирует между Москвой и Белгородом. Это первый состав в России, полностью укомплектованный современными вагонами модели «2019». Поскольку в ближайшие годы РЖД планирует закупить их сотнями, я решил лично оценить, что они из себя представляют и какой уровень комфорта предлагают пассажирам. В этом рассказе я поделюсь впечатлениями от путешествия в купейном вагоне.

План закупки вагонов «2019» (одноэтажный двухвагонный сцеп) – 48 ед в 2019 г., 442 ед в 2020 г., 471 ед в 2021 г., 448 ед в 2022 г., 339 ед в 2023 г., 337 ед в 2024 г., 212 ед в 2025 г.

Идея сцепов не оправдала ожиданий

Перед посадкой я предполагал, что увижу на перроне длинные очереди. Производитель и перевозчик ранее анонсировали, что вагоны будут объединены в двухвагонные блоки (сцепы). По задумке, это должно было позволить обслуживать два вагона одним проводником, а пассажирам — заходить через одну дверь.

Однако в реальности всё оказалось иначе: никаких очередей не было, посадка осуществлялась как обычно — у каждой двери стоял свой проводник.

От первоначальной идеи — убрать купе проводника в одном из вагонов и организовать там общую зону с холодильником и микроволновкой — отказались. Проводница в нашем вагоне пояснила, что одному человеку физически не справиться с обслуживанием двух вагонов. Она лишь ненадолго отлучалась ночью, оставляя на двери соответствующую табличку.

Поскольку «Белогорье» — фирменный поезд, на столиках нас ждали стандартные наборы: довольно сухая булочка, печенье со сгущенкой, нарезка колбасы, бутылка воды 250 мл и горячее блюдо (на выбор были макароны с курицей или, кажется, рис с сосисками). Горячее уже стояло на столах к моменту посадки, поэтому к ужину оно успело полностью остыть.

Для сравнения, недавно я ехал в другом фирменном поезде — «Вятка» из Москвы в Киров — и там горячее разносили в термосумках уже после отправления, благодаря чему оно сохраняло температуру.

Также на столе лежали магнитные карты для доступа в купе. Обычно они есть во всех новых вагонах, но со временем пассажиры часто забирают их на сувениры (пожалуйста, не делайте так!), после чего карты перестают выдавать. Непонятно, почему от этой технологии до сих пор не отказались — её используют уже лет десять, и проблем с ней хватает.

Проблема хранения вещей

Первым делом я осмотрел розетки. Под столом их оказалось целых четыре. Кроме того, у каждого пассажира на верхней полке есть по два USB-разъёма.

Полки выполнены в виде знакомых многим диванов-трансформеров, где постель убирается в спинку. Однако, в отличие от старых купе, здесь возникла серьёзная проблема для пассажира нижней полки: куда девать личные вещи и одежду? Два ящика из двух заняты сейфами (электронные замки работают, я проверил). Когда перед сном я разделся, убрать джинсы, носки и джемпер стало настоящей головоломкой.

Ещё одно новшество в купе — конструкция столика. У него появились складные боковые «крылья». Это должно было повысить комфорт для пассажира нижней полки, чтобы столик не мешал во время сна. Но на практике, когда на столе стоит еда, бутылки и другие вещи, сложить эти «крылья» практически невозможно. Вот как выглядит пустой столик.

На верхней полке всё привычно: стандартная конфигурация с отделениями для хранения вещей. Верхнему пассажиру сейфы не мешают.

Вскоре после отправления включилось радио. Сначала — стандартная реклама РЖД, затем — личное обращение начальника поезда (что сейчас редкость). Правда, оно в основном свелось к приглашению в вагон-ресторан.

Слишком горячая вода и исчезнувшие полотенца

Затем к нам зашла проводница. Она рассказала, что, несмотря на наличие автоматов, чай и кофе можно покупать и у неё — по её словам, у неё вкуснее. Также у неё есть терминал для оплаты картой.

Ещё она сообщила, что в вагоне появились контейнеры для раздельного сбора мусора, и попросила нас ими пользоваться. Кроме того, в одном из туалетов оборудован душ. Пользование бесплатное, но за деньги у проводницы можно арендовать банное полотенце (100 рублей), а также купить гигиенический набор (100 рублей) и тапочки (50 рублей).

После её ухода я сразу отправился изучать душ, ведь это первый случай (если не считать ограниченной партии российско-немецких вагонов), когда душ начали массово устанавливать в вагонах. Правда, к моменту моего визита душ уже была занята. Через 10 минут девушка вышла.

Первое, что бросилось в глаза в совмещённом туалете-душевой — изменённый дизайн раковины «под камень». Крана, на который нужно нажимать, как в старых вагонах, нет — вместо него сенсор. Подносишь руки — вода льётся. Отрегулировать температуру невозможно. В нашем вагоне вода была чрезмерно горячей, почти обжигающей, о чём я сообщил проводнице, и она пообещала это исправить.

Я долго не мог найти контейнер с бумажными полотенцами. Оказалось, он спрятан рядом с краном, а полотенца подаются рулоном. Но из-за того, что кто-то упустил конец, воспользоваться ими было уже невозможно.

Не могу не показать и этот важный элемент.

Рядом с унитазом есть гигиенический душ, а над ним — одноразовые подкладки на стульчак. Всё цивилизованно.

Помещение с туалетом и раковиной отделено от душевой стеклянной перегородкой и занавеской. Внутри душевой — два крючка и мыльница. Всё выглядело очень чистым — видимо, душем пока мало пользуются, или проводники тщательно убирают. В душе есть регулятор температуры воды. Чтобы вода полилась, нужно нажать на кнопку. Подача длится 20–30 секунд, затем прекращается. Чтобы возобновить, нужно нажать ещё раз. Таким образом, постоянно стоять под струёй не получится.

На презентации новых вагонов в мае 2019 года производитель заявлял, что из-за душа пришлось увеличить ёмкость бака с обычных 800 литров до 1600. При такой системе подачи этого хватит, чтобы помылись все пассажиры, даже в плацкарте.

Пурифайер, вендинговые автоматы и раздельный сбор мусора

Когда пассажиры разошлись по купе и успокоились, я спокойно осмотрел и сфотографировал другие общественные зоны вагона. Обратите внимание на зелёные буквы WC. Когда туалет занят, они становятся красными. Очень удобно.

А вот те самые контейнеры для раздельного сбора мусора. Они установлены в конце вагона напротив туалетов.

Кстати, настоящий прорыв — ящик для мусора (пусть и всего один) появился в начале вагона возле купе проводника. В старых вагонах пассажиры часто несли мусор к проводнику, но контейнеров там не было.

Также в начале вагона есть автомат по продаже чая, кофе и шоколадок, а также нашумевший пурифайер — установка для фильтрации воды из вагонной системы. Он умеет выдавать горячую и холодную воду. Производитель заявлял, что температура горячей воды — 96 градусов, проводница говорила о 80 (как она измеряла, не знаю). Холодная вода в нашем вагоне была комнатной температуры. Над пурифайером — кнопка, по которой можно позвонить проводнику в соседний вагон.

В коридоре появилось несколько экранов. На одном из них информация о маршруте перемежалась с правилами поездки и перечнем товаров, которые можно купить у проводника.

На презентации вагона производитель обещал, что на экран будет выводиться информация о местоположении поезда и его скорости, но ничего подобного я не обнаружил.

Что касается табло, то, на мой взгляд, оно стало значительно менее читаемым, чем в прежних версиях вагонов. Даже человек с хорошим зрением с расстояния больше 4–5 метров уже не разберёт, что там написано.

Мне понравилось, как реализован тамбур (напомню, в двухвагонных сцепах он один на вагон): светлый и чистый. Дверь в соседний вагон открывается нажатием кнопки. Причём, нажимаешь кнопку в своём вагоне — открываются сразу две двери: в твоём вагоне и в соседнем. Над дверьми указан номер вагона, в котором ты находишься.

Wi-Fi как лотерея и посторонний запах

В этом вагоне меня приятно удивило качество интернета по Wi-Fi. Когда мы ехали через леса, и мой телефон показывал нулевой приём сотовой сети, качество Wi-Fi-сигнала было отличным. Но, к сожалению, опыт обратной поездки в плацкартном вагоне (такого же двухвагонного сцепа) показал, что это лотерея — там я даже не смог подключиться к беспроводной сети, но это уже отдельная история.

Климат в вагоне был комфортным. В начале пути температура держалась на уровне 26 градусов, позже опустилась до 25, а ночью — до 24. Напомню, зимняя норма — 20–24 градуса, то есть у нас было немного теплее нормы. Но благодаря хорошо работавшей вентиляции, жары или духоты не ощущалось — приток воздуха в купе был стабильным.

Единственное, что немного омрачило поездку — периодически возникавший запах (видимо, из вентиляции) горелой резины или пластика. Впрочем, он был несильным и кратковременным (примерно три раза по минуте) и не доставил больших неудобств. Хотя я читал похожие жалобы в других отзывах об этом поезде.

В целом, спалось хорошо, и проснулся я всего минут за 15 до прибытия. Поблагодарив проводницу за хорошую поездку, я ещё немного прогулялся по платформе вдоль состава, фотографируя вагоны. Обратите внимание, что двухвагонные сцепы внешне очень похожи на обычные вагоны. И только отсутствие двери с одной стороны подсказывает, что перед вами сцеп.

И ещё несколько фотографий сцепов снаружи.

То, какими получились сцепы в итоге, несколько отличается от первоначального замысла. В частности, производитель отказался от климат-контроля в каждом купе по отдельности, и это, на мой взгляд, серьёзный минус. Остальные изменения, которые я перечислил, во многом идут на пользу.

Будущее вагонов «2019» и комфорт поездок в них будет зависеть от того, как ФПК продолжит их эксплуатировать. В таком варианте, как в поезде «Белогорье», где в каждом вагоне работает по проводнику, путешествие проходит очень комфортно. Если же начнут экономить на персонале, всё может сложиться иначе.

И, пожалуйста, пересмотрите расположение сейфов — а то действительно некуда убрать штаны!