Во время нашего прошлогоднего путешествия по Европе мы посетили очень красивый завод, который в наших реалиях, скорее всего был бы заброшен, а затем снесён. Мне хочется рассказать как поступают со своим индустриальным наследием немцы, когда завод перестаёт соответствовать современным стандартам экологии и производства.
Эта прекрасная махина была основана в 1873 году Юлиусом Бухом. У Юлиуса дела сразу не заладились и спустя 6 лет завод приобрел нового владельца — Карла Рёхлинга.
С ним дела пошли в гору. В 1882 году была заложена первая из доменных печей, которая сохранилась по сегодняшний день. К 1903 году на заводе Völklinger Hütte постепенно было установлено еще пять таких печей.
Помимо других новшеств, именно на этом гиганте впервые было применен томасовский процесс для плавки железа. Для этого был построен компрессорный цех площадью более 6000 квадратных метров!
В 1911 построена монорельсовая система для подачи доменных печей.
1914 год. Когда началась Первая мировая война производство было приостановлено. Гранаты и каски в этот период были сделаны именно здесь. В то время работники завода были призваны в армию, а работы выполняли женщины и военнопленные. Тогда же был построен сталелитейный завод Siemens Martin для производства военных товаров.
Этот завод вообще славен своими новшествами. Именно здесь впервые были использованы агломерационные машины. Более 100 лет этот завод был крупнейшим производителем чугуна для всей Германии.
1944 год. В общей сложности около 70 000 иностранных рабочих и военнопленных работали на шахтах, металлургических заводах и заводах Саарского района во время Второй мировой войны.
В Völklinger Hütte и его дочерних компаниях на заводе было занято более 12 000 иностранных граждан из разных стран. Большинство из них были принудительными работниками, включая французских, итальянских и российских военнопленных.
В 70-е годы происходит кризис сталелитейной промышленности, разумеется производство на этом заводе к концу 70-х годов стало сокращаться. Уже в 1986 году завод прекратил свою промышленную деятельность.
Стоит обратить внимание, что не только в нашей стране останавливались производства и виной тому, конечно, были далеко не только перестройка и кризисы. Устаревание оборудования и технологий не может вписаться в постоянно развивающийся мир. То, что было высокотехнологичным 50 лет назад, сегодня неэффективно. Просто дальнейшая судьба закрытых производств очень сильно отличается.
В 1986 году, когда завод оказался закрыт, его не забросили и не распродали на металл, а сделали из него музей с открытым посещением.
В 1994 году ЮНЕСКО объявило завод объектом Всемирного наследия. С середины 1990-х годов на территории завода проводятся культурные мероприятия. Спектр варьируется от рок-концертов под открытым небом до камерной музыки и выставок.
Любой желающий может приехать в Саар и лично погулять по всем конструкциям. Сама территория завода очень эффектно и практично оформлена, сразу чувствуется немецкая дотошность.
На выходе выдается карта, на которой отмечены ключевые точки и ориентиры. По дороге вы увидите стрелки и цифры на полу. Заблудиться очень сложно, несмотря на масштабы завода. Он действительно невероятно огромный.
Все дорожки и разрешенные маршруты ограничены небольшим заборчиком и калитками. Если куда-то нельзя ходить, то калитка просто закрыта. Весь маршрут построен таким образом, что им могут воспользоваться и инвалиды. На каждый подъем есть лифт, а по территории обустроены широкие дорожки с пандусами.
Самые эффектные точки для прогулок, конечно же, находятся на самой вершине башен. С крыши рудного зала можно увидеть весь завод и пейзажи вокруг него.
Отсюда открываются нереальные виды на сам завод, железную дорогу, горы и даже магазин Глобус.
С закатом на всем заводе включают нетривиальную подсветку. Часть железа подсвечивается естественным светом, но местами можно наблюдать целое цветное световое шоу.
Стоит отметить, что делая из великого промышленного гиганта музей, немцы не опошлили завод и саму идею промышленной инсталляции.
Пока мы сидим дома, официальный сайт этого завода сделал виртуальные экскурсии. Теперь можно погулять по этой красоте, не выходя из дома!
Например мы бы могли превратиться заброшенный Люблинский литейно-механический завод в такую же красоту, раз уж жилые районы вплотную построили к вредному металлургическому производству. Но вместо того, чтобы сохранить индустриальное наследие и сделать ещё одну точку притяжения туристов, просто-напросто снесли завод и построили там ЖК.