Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Это Дмитрий Дрозд. Продолжение поездки вокруг Ладоги. Полный перечень предыдущих частей в конце заметки.

Попарившись в бане, переночевав на берегу Онежского озера, собрав утром вещи мы снова в путь! 70 километров, и мы в Петрозаводске.



Петрозаводск.

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Петрозаводск лично мне не интересен. Несмотря на то, что это единственный город, названный в честь Петра I – все равно не интересен. Их архитектуры – ничего выдающегося. Из музеев – уже достаточно музеев по пути, причем с моей точки зрения – намного более интересных, чем центральный музей республики Карелия. Это достаточно большой город, и это центральный город, куда массово едут туристы! Тут все туристически-лубочное…

Мы заехали в магазин, для пополнения припасов, и в ресторан традиционной карельской кухни «Карельская горница», на обед. С карельской кухней все достаточно просто: незамысловатая и простая. Мясо, рыба, калитки и самые различные дары леса в виде различных грибов и ягод. Поэтому мы взяли дегустационный сет «Все вкусы Карелии». Жаренная оленина, медвежатина, баранина и лось, лосось, щука и ряпушка, грибные соусы из белых грибов и лисичек. И для окончательно карельского духа добавили морс из морошки и лубочные калитки с картофелем. Почему калитки лубочные? Потому что калитки с картофелем – это кухня XIX века и позже. А первоначально начинки были с начинкой из ячневой крупы. Их, кстати, в данном ресторане нет в наличии.

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Что хочу сказать? Если вы не гурман – заезд в ресторан того не стоит. Сет стоит немало и лучше приготовить медвежатину или лосятину самостоятельно в путешествии. Будет намного вкуснее! Про питание в путешествии напишу отдельный пост.

Вот и мы, вкусив карельских блюд, докупив припасов в обычной «Лента» снова в путь! Еще 100 километров по отличной асфальтной дороге, и мы на месте.

Гирвас.

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Современная Карелия с ее огромным количеством озер, рек и ручьёв окончательно сформировалась после последнего ледникового периода, завершившегося совсем недавно, около 12 000 – 17 000 лет назад!

А на территории современной Карелии в это же время льды отступали, ледники таяли, массово образовывались озера, реки, болота и формировалась растительность.

Примерно тогда и появилась в река Суна. Достаточно длинная река, в озерном то крае! Ее длина составляет 282 километра. И вот с рекой очень интересная история за последние 100 лет!

Река впадает в Онежское озеро и по ней активно сплавляли лес в XIX веке. Но, как я уже писал – Карелия со времени образования Санкт-Петербурга бурно развивается в области промышленности. Тут и карьеры, и руда, и лес и многое-многое другое! И вот, еще в 1916 году в районе Кондопоги начинают строить первую ГЭС. По определенным причинам Кондопожскую ГЭС построили не сразу – введена в эксплуатацию 29 января 1929 года. Основной строк брали с озера Сандал, превратившееся за счет подъёма воды в Сандальское водохранилище.

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Интересно то, что строить ГЭС начинали для энергетического снабжения завода по производству азотный кислоты, которая применялась в производстве пороха, а вот после всех событий 1917 года, достроили уже для Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината. Ну и сама Кондопожская ГЭС стала первой гидроэлектростанцией в СССР.

Но обычного стока воды было недостаточно! И тут возникла интересная мысль – повернуть сток реки Суна в Пальеозеро, которое в свою очередь входит стоком в образованное Сандальское водохранилище. Вот, состоявшийся факт поворота русла реки! Не вспять, конечно же, но в совершенно другое озеро.



Строительство начали в 1932 году и к 1936 году все плотины были завершены. Старое русло реки Суна обмелело и воды реки пошли по новому пути.

Одновременно с этим ушли в историю два водопада, водопад Гирвас и водопад Пор-порог.

Уничтоженные водопады.

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Массовый туризм — это достижение конца XX века. А до этого момента была настоящая эпоха путешественников и первооткрывателей. Сейчас расстояния в масштабах планеты – несущественны. В XIX веке дорога из Санкт-Петербурга до водопада Гирвас – неделя! На пароходе за пару-тройку дней до Петрозаводска и потом три дня в кибитке до Гирваса. А до появления пароходов – путешествие было еще более долгим!

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Никого не волновали водопады, как туристические объекты. Ну и промышленное развитие региона. Поэтому никто и не думал, что туризм может быть более выгоднее, чем промышленность. И в 1936 году оба водопада просто перестали существовать.

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Интересно, что в период Второй Мировой войны дамба была разрушена и водопады снова, временно, заиграли на всю свою мощь. Но война завершилась и все затихло. Навсегда…

Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады

Предыдущие части:



Закрыть ☒