Настоящая жемчужина Карелии с трагическим прошлым и неясным будущем

{ "title": "Полуостров Хунукка: забытая жемчужина Ладожских шхер", "body": "

С вами снова Дмитрий Дрозд, и мы продолжаем наше путешествие вокруг Ладоги. Все предыдущие части этого путешествия вы найдете в конце заметки.

Когда я начал готовить этот материал, то столкнулся с неожиданной проблемой — в папке набралось больше трехсот фотографий. Это было явно слишком. Сначала я сократил их до шестидесяти, а потом начался долгий и мучительный отбор. В итоге осталось всего тридцать снимков. Надеюсь, они смогут передать всю красоту и атмосферу этого места, потому что оно действительно потрясающее и невероятно атмосферное!

Но привлекает оно не только природными красотами и уникальными объектами. У этой локации сложная и драматичная судьба.

Ведь уничтожение культуры всегда начинается с уничтожения культурной памяти. А у истории, как известно, нет государственных границ!

Что такое Карелия? Это царство камней, скал, озер и рек, болот и лесов. А есть одно особенное место, где все эти элементы собраны воедино. Настоящая находка! И ко всему прочему, это место пронизано разными историческими слоями и непростыми судьбами.

Полуостров Хунукка.

Полуостров Хунукка входит в систему Ладожских шхер. Эти шхеры формировались миллионы лет и получились уникальными — подобных нет нигде в Карелии, да и во всей России. Ранее я уже рассказывал об острове Кильпола как о характерном представителе западных Ладожских шхер. А полуостров Хунукка — один из самых ярких, если не самый яркий представитель восточной части. У моряков есть термин «шхериться», что означает «прятаться». Давайте и мы хотя бы виртуально «зашхеримся» на этом полуострове.

Слово «шхеры» происходит от шведского skär, что буквально означает «скала в море». Так они и выглядят: скалистые острова с изрезанной береговой линией и отвесными уступами, расположенные вблизи побережья.

Рядом с полуостровом Хунукка находится полуостров Куриниеми, а между ними проходит узкий, глубоко врезающийся в берег залив Импилахти с высокими отвесными скалами. Его длина составляет целых семь километров!

Impilahti - "Залив Девственницы".

Почему же залив назван в честь девственницы? Об этом рассказывает старинный эпос.

История повествует о несчастной любви красавицы к юноше, о ее желаниях, капризах, поцелуях, настойчивости и сословной трагедии: свадьба была невозможна из-за разного социального положения. А скалы здесь угрюмы, отвесны и высоки. Как часто бывает в легендах, юная красавица взобралась на скалу и… Произошло чудо! В полете она обрела вечную юность и превратилась в прекрасную деву-русалку!И теперь почти каждую ночь, получившая вечную юность красавица, выходит из черных глубин Ладожского озера, чтобы вычесать ил из волос, поплескаться в прибрежных лунных водах и спеть на угрюмом каменистом берегу свою призывную песнь. Льется неспешная песня, звенят под луной скромные колокольчики, и льнет трава к влажным береговым камням черного залива Импилахти. Тиха и соборно-торжественна в такие моменты природа, и, кажется, даже луна притормаживает свой вечный ход по темному небесному своду и долго любуется на матово-белое бескровное тело грешной девушки, бессмысленно зовущей давно мертвого своего возлюбленного. И горе нестойкому мужчине, которому "посчастливится" услышать голос Импи! Как безвольный телок, забыв даже имя свое, идет он в объятья холодной нежити, и, перебирая руками длинные пряди шелковых ее волос, льнет теплой мужественной щекой к матово-влажной груди. "Ах, не тот!" - вскрикивает страшным голосом утопленница, и дикий, душераздирающий вопль многократным эхом далеко разносится по округе. "Эх, кобели, кобели! И чего им в поселке-то не хватает?" – с сожалением говорят страдающие бессонницей одинокие селянки, и с раздражением закрывают наглухо окна.

Именно на берегу этого залива, в его глубине на холмах, около пятисот лет назад возникли первые поселения.

Поселок Импилахти.

Самые ранние упоминания об Импилахти относятся к XVI веку.

В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года в описании Никольского Сердовольского погоста упоминаются следующие населённые пункты в районе нынешнего посёлка: «деревня Имбилакша на Инбинском наволоке у Ладожского озера в лахте» (3 двора) — в Островской переваре; «деревня Имбилакша ж над Лахтою» (1 двор) — в Островской переваре; «деревня Гунушково на Инбинском наволоке» (4 двора) — в Арендежской переваре; «деревня Инбилакша» (2 двора) — в Кересюрской переваре; «деревня на Имбильском наволоке» (4 двора) — в Ундояльской переваре; «деревня Имбилакша у Ладожского озера в Лахте» (1 двор). Первые пять деревень на момент описания принадлежали корельскому наместнику. Последняя относилась к владениям Валаамского монастыря.

Всего 139 домов и 188 человек, способных платить налоги! Немного раньше 1589 года уже существовал Импилахтинский православный приход. В начале XVII века в Импилахти построили церковь, которая располагалась на холме Каммонен. К Импилахтинскому погосту принадлежали два храма, один из которых в Кителя существовал с 1686 года.

В 1617 году Импилахти вместе с остальной территорией Корельского уезда вошло в состав Швеции. Во время шведского правления во второй половине XVII века начался новый этап развития Импилахти. С запада пришли новые жители из разных слоев общества, уровень образования которых был невысоким. Со шведами пришли как лютеранство, так и идеи просвещения. Уже к 1680 году знания распространялись, и часть жителей была грамотной. В Импилахтинском приходе центральное место занимала Рантусская церковь. В 1614 году Импилахтинский приход упоминается в составе Сустаймского поселения, а в 1638 году — в составе Сустаймского погоста. В 1643 году в Импилахти был свой священник Василий Рухконен. Еще с 1671 года в судебной книге упоминалось о существовании в Импилахти православного священника и дьяконского места.

Официальной датой основания считается 1638 год, когда шведы основали Импилахтинский лютеранский приход. Саму кирху построили только к 1670 году, после чего у поселка появилось альтернативное название — Киркконкюля (церковная деревня). Кирху отстраивали три раза, последнюю возвели в 1862 году, и она простояла до 1946 года.

В 1721 году по Ништадтскому мирному договору посёлок вновь был передан в состав России.

В 1727 году Импилахтинский погост перешел в разряд дворцовых земель, с 1730 по 1764 годы принадлежал Александро-Невскому монастырю, в 1764-1797 годах являлся собственностью Императорской Коллегии Экономии, а после этого был передан в государственную казну.

С 1744 года — в составе Выборгской губернии, которая в 1811 году стала частью Великого княжества Финляндского. Примерно тогда Импилахти становится городом и волостным центром. В 1871 году в городе открыли первую школу. А к 1891 году на территории волости уже было 10 школ. И количество школ только увеличивалось в начале ХХ века! Постановление о народной школе от 1898 года обязывало сельское население разделить свою территорию на районы и открыть начальные школы в каждом районе, где было не менее 30 детей школьного возраста.

Мало того, что были школы, в Импилахти в 1906 году открыли Высшее народное училище Восточной Карелии!

В русскоязычном сегменте интернета, когда начинаешь искать информацию про Импилахти, находишь лишь упоминания туристических баз, много информации об открытии мемориала военнопленным (о нем ниже) и скудную историческую справку. И всё! Знаете почему?

Сейчас в Импилахти живет чуть более 600 человек. А вот в 1939 году здесь проживало более 14 723 человек! Представляете?

Причем все существовали очень мирно. Жили 8500 лютеран и 6000 православных. И никаких проблем!

На территории волости Импилахти проходила граница западных и восточных традиций организации сельских поселений, строительства крестьянских усадеб, традиционного жилища и хозяйственных построек. В течение многих веков более старая, перенявшая некоторые черты восточно-карельской традиции строительства, культура проживания слилась с культурой, принесенной новыми жителями, и наоборот. Карельские обычаи поселений повлияли на возникновение компактных деревень, которые находились возле водоемов и дорог. Под влиянием переселенцев из Саво (Финляндия) поселения стали более разбросанными и стали осваивать ранее не заселенные территории.

Большую часть информации я почерпнул из финских источников. В Финляндии издается огромное количество книг по истории края, существует общество потомков выходцев из Импилахти, проводятся выставки и организуются поездки на историческую родину.

При этом туризм по Восточной Карелии развивался еще с конца XIX века! В 1887 году была создана Туристическая Ассоциация Финляндии (Suomen matkailijayhdistys), которая, в частности, занималась выпуском путеводителей. В одном из них, «Путеводителе по Финляндии», выпущенном в 1895 году, территориям Ладожской Карелии был посвящен целый раздел объемом в 56 страниц.

А в 30-е годы XX столетия развитие дорог и автомобильного сервиса в Финляндии достигло такого уровня, что в путеводителе «Сортавала — центр земель, где слагались руны Калевалы» от 1939 года отмечалось, что из Сортавала можно автобусным и автомобильным сообщением попасть во все уголки Приладожья.

При этом достопримечательности, упоминаемые в туристической литературе того времени, можно разделить на семь групп:

  1. Места панорамного обзора (например, гора Раускунвуори, гора Линнавуори на острове Мякисало);
  2. Красивый ландшафт или иная природная достопримечательность (озеро Ристиярви, пролив Тахманка и другие);
  3. Древние памятники и крепости (Линнамяки в Хийтола, Линнамяки в Куркиеки);
  4. Важные постройки (православная церковь в Тиурула (которая как раз находилась на острове Кильпола, и на сегодня разрушена), лютеранская церковь в Сортавала, Высшее народное училище Восточной Карелии);
  5. Кладбища (кладбища в Харлу, Импилахта и других местах);
  6. Пляжи (Вятикян хиекка, Сяямингин хиекка);
  7. Порты, важные пароходные пристани (порт в Питкяранта, пристань на о. Валаам).

И многие из них на сегодняшний день просто утеряны или разрушены. И, что самое грустное, большинство — уже после Второй Мировой войны!

Кстати, в 1932 году была окончена железная дорога Ляскеля — Питкяранта; она прошла в трех километрах от церкви. Настоящий памятник трудолюбию финнов, вызывает восхищение, поражает объем проделанной ими работы.

В период 1941-1944 годов в пос. Импилахти располагался лагерь для советских военнопленных № 16. Они выполняли работы в фермерских хозяйствах, располагавшихся в районе Импилахти, Керисюрья, Койриноя. Захоронения военнопленных, погибших за это время в результате болезней и за нарушения лагерного режима, производились в поле на юго-западной окраине посёлка.

В первоначальном виде кладбище представляло собой одиночные, одинаково оформленные могилы: земляные холмы, обложенные по периметру плитками полевого шпата. В 1979 году во время проведения мелиоративных работ тракторами все плиты были сдвинуты и свалены кучей в овраге. Останки погибших солдат могла постигнуть та же участь, но они все же сохранились. Трактористы остановились, когда из-под колес машин полетели человеческие кости, и оставили все как есть. Территория кладбища охватывала площадь 50х15 м.

И вот 18 сентября 2015 года состоялось торжественное открытие мемориала советским военнопленным, погибшим в лагере № 16. Опомнились! Сейчас это просто мемориал с фамилиями. На месте поля, где были оформлены отдельные могилы! В списке на памятнике 44 фамилии (а ведь было 44 могилы!), которые были получены простым запросом в военный архив Финляндии! Всё задокументировано и всё хранится. Никакой секретности…

Я помню, я горжусь?!?

Зато сейчас аж уголовное дело возбудили против финнов! Надо будет статью на эту тему написать…

Только один факт уже заставляет задуматься. Норма питания советского военнопленного, не занятого на работах, в день:

Галеты или сухари 200 г., сухое молоко 200 г., маргарин 20 г., картофель 500 г., рыба/мясо 75/150 г., крупа 50 г., мука 15 г., сахар 10 г., чай 0,5 г., соль 15 г. Всего на 1508 килокалорий. У работающих пайка была выше и составляла 1900 килокалорий.

Высшее народное училище Восточной Карелии было уничтожено еще в 1940 году, при этом руины его стоят до сих пор!

Все финские кладбища тоже уничтожены. А вот орган, колокола и мебель с кирхи финны вывезли, и они до сих пор их радуют в Финляндии.

На 1939 год полуостров Ханукка был густо заселен и развит! Средний размер поля у одного хозяйства составлял 6,4 га. От Импилахти была (и есть до сих пор) дорога на мыс Импимиеми. Существовало два достаточно больших поселения: Хяттиля (сейчас эта пустующая земля полностью выделена под дачное строительство, а ведь где-то там было местное кладбище, представляете, что кто-то купит себе такой участок?) и Хунукка (сейчас просто сельхозугодия).

В поселке Хунукка в XVII веке там изготовляли железо и ковали металлические изделия. А в XIX веке добывали полевой шпат. Смолу курили в Хунукка почти что в промышленных масштабах. Вот это да!

И по дороге от Импилахти есть необычная локация. Финны в 1930-х годах посадили 18 сосен Мюрея. И они, уже 90-летние, растут до сих пор! Более того, они еще с 1984 года признаны ботаническим памятником природы.

Вид рода Сосна из семейства Сосновые. Растет в западной части Северной Америки. Распространена от Мексиканской Калифорнии до Юкона, Канада. Ареал лежит от Тихого Океана и заходит за восточный склон Скалистых гор. Поднимается до 3300 м над уровнем моря. В некоторых областях встречается исключительно в чистых насаждениях.От наших сосен отличается вытянутыми шишками. Очень необычно!

Ладно, теперь про мыс Импимиеми.

Impimiemi - "Мыс Девственницы".

Мыс является южной оконечностью полуострова Хунукка и западным мысом бухты Хунукалахти.

Помните эпос? Так вот, дева-русалка выбирается из глубин Ладоги именно здесь! В честь неё мыс и получил название.

В период 1941 - 1944 годов Импиниеми входил в финский узел обороны "Хуунука".

На мысу сохранились остатки финских береговых укреплений. На самой вершине мыса небольшая система окопов в полный человеческий рост и даже нечто вроде маленького бункера, выдолбленного в граните. А вдоль дороги на мыс в лесу множественные остатки (я бы даже сказал — полностью сохранившиеся) замаскированных огневых точек.

Еще на Импиниеми в XIX (а может и в XVIII) веке велась добыча камня для строительства в Санкт-Петербурге, добывали плагиоклазовые граниты серого цвета известные под названием "сердобольские граниты". Следы добычи камня также хорошо заметны. Сохранились расколотые, но не вывезенные каменные блоки, бой камня, стальные клинья, которыми камень раскалывали на блоки.

Дорога до мыса непростая, особенно для неподготовленного человека, но очень живописна и запоминающаяся.

В Карелии более 60-ти тысяч озер, самые известные из которых – Онежское и Ладожское, но мы едем к очень необычному озеру.

Impilampi - "Озеро Девственницы".

Но самая вишенка на торте – это уникальное каменное озеро! Это маленькое межскальное озерцо отделяет от Ладоги небольшое расстояние метров в 15. Перепад уровня воды от 0,5 до 2 метров (Ладога ниже). Во время штормов волны Ладоги переливаются и наполняют озеро Импилампи.

Невероятно, потрясающе шикарное место! При этом в озеро вклинивается каменный мыс, на котором просто необходимо провести хотя бы день!

Погулять вокруг озера, поесть в августе черники, лицезреть остатки жизнедеятельности бобров, которые тут когда-то жили (съели рыбу в озере и ушли в другое место).

Поразглядывать их хатку. Полюбоваться за суетливой жизнью муравьев в нескольких крупных муравейниках вокруг озера. Подняться на остатки береговой финской батареи. Попариться в бане и после этого покупаться в озере. Так как озеро каменное и отделено от Ладоги – оно прогревается и в нем комфортно купаться!

А вечером развести костер и любоваться закатом…

Ведь природа Карелии очаровывает каждого, кто хоть раз побывал в этих местах. Удивительная красота северной природы, девственная чистота лесов, свежий воздух, наполненный упоительным ароматом хвои, потрясающие по красоте закаты и восходы...

Национальный парк «Ладожские шхеры»

Для чего создаются национальные парки? Для охраны природы, развития туризма, а также для образования и экологического воспитания.

Весь полуостров Хунукка входит в национальный парк «Ладожские шхеры». Само создание парка, на территории которого проживало более 70 000 человек — это такой «костыль», когда решение проблем было произведено нетривиальным способом. О каких проблемах? Прежде всего, о подходе нашего странного государства к своим собственным территориям. Я не хочу тут рассуждать, почему так. Большинству понятно, а кому неясно — там только эволюционное развитие поможет или не поможет. Но суть остаётся одна — основной мотив: «ничего не делать, но зарабатывать кучу бабла».

Вот и с природой, которая может приносить огромные деньги (Финляндия на туризме в 2019 году заработала 16,1 млрд. евро) мы поступаем как варвары! Все, что делают власти — раздают направо и налево разрешения на вырубку лесов и различную добычу природных ископаемых. Отношение к природе Карелии — аналогичное. В своё время было заключено огромное количество договоров на вырубку лесов и на карьеры на территории ладожских шхер. И если бы не создание национального парка, то уже сейчас многого из того, что можно ещё посмотреть — уже не было бы. Лес, правда, все равно весь вырубают, но я верю, что рано или поздно справедливость восторжествует и мы начнём в стране жить не за счёт продажи своего настоящего национального богатства, а за счёт создания добавочной стоимости. Результатов Кремниевой долины нам, конечно же, не достичь уже никогда, но ещё много чего можно добиться и в других отраслях. И очень надеюсь, что туризм там займёт немаленькую часть. И он будет не промышленным — «посмотрите на этот золоотвал и вот на это болото, которое возникло после продажи леса», а будет настоящим. Восхищающим и восхитительным!

Поэтому я всеми руками за максимальное количество особо охраняемых природных территорий и национальных парков. Пусть это и реально «костыли». Мы постоянно лепим заплатки на заплатки, вместо того чтобы просто все изменить. При этом же, я понимаю перекос — ведь если территория является особо охраняемой или национальным парком — то по-хорошему там нечего делать людям просто так. Ходить надо по специальным маршрутам и уж тем более не ездить на машине. Сейчас же этот «костыль» создаёт другую проблему — сограждане видят таблички и понимают — это всё просто формальность! Блин! Так ведь оно так и есть! Парки мы создаём. Но нет ни маршрутов внутри, ни зон для парковок возле, ни зон для ночёвок и отдыха. Нет ничего! Есть просто запреты и штрафы! Во всем цивилизованном мире этим процессом управляют. У нас же все, как всегда — свой, особенный путь. Через жопу.

Я верю, что большинство читающих мои тексты — не варвары. И вы не будете разводить костёр на дёрне, если есть рядом отличная каменная площадка. Я верю, что вы не будете гадить под каждым углом, а поставите туалет и все после себя закопаете. А может вообще привезёте с собой биотуалет. Я верю, что вы не будете издеваться над природой: не будете портить деревья, не будете пилить живые на дрова (вот чего сложного с собой дрова привести?), не будете ломать кустарник. И не будете гонять или убивать животных! Например, напуганная лодкой нерпа может просто погибнуть!