Это Дмитрий Дрозд. Продолжение поездки вокруг Ладоги. Полный перечень предыдущих частей в конце заметки.
Когда я начал отбирать фотографии для данного материала, то сразу же образовалась папка с более, чем 300 снимками. Это был явный перебор. Первоначально удалось сократить до 60. Потом был долгий и сложный отбор. И вот у меня осталось всего лишь 30 карточек. Надеюсь, они показательны и информативны. Потому как место просто восхитительное! И очень-очень-очень атмосферное!
Но не только своей природной красотой и уникальными объектами. Данная локация имела крайне сложную и непростую судьбу.
Ведь уничтожение культуры всегда начинается с уничтожения культурной памяти. А у истории нет государственных границ!
Что такое Карелия? Это камни, скалы, озёра и реки, болота и леса. И есть прекрасное место, где все это собрано сразу. Джек пот! И, ко всему прочему, место соткано из самых различных исторических и непростых историй.
Полуостров Хунукка.
Полуостров Хунукка относится к Ладожским шхерам. Шхеры на Ладоге сформировались миллионы лет назад и получились уникальными: других таких в Карелии (да и в России) просто нет. Я уже писал о острове Кильпола, как о ярком представителе западных Ладожских шхер. А полуостров Хунукка - один из самый, если не самый яркий представитель восточной части. У моряков есть такой термин – «шхериться». Означает «прятаться». Вот и я предлагаю хотя бы виртуально «зашхериться» на данном полуострове.
Слово «шхеры» произошло от шведского skär, что буквально значит «скала в море». Так, в общем-то, шхеры и выглядят: скалистые острова с сильно изрезанной береговой линией и отвесными уступами, располагающиеся вблизи береговой линии.
Рядом с полуостровом Хунукка находится полуостров Куриниеми и между ними проходит узкий, сильно врезающий в берег с высокими отвесными скалами – залив Импилахти, длинной аж 7 километров!
Impilahti - "Залив Девственницы".
Почему залив девственницы? Рассказывает старинный эпос:
Про несчастную любовь красавицы к юноше, про ее желания, капризы, поцелуи, настойчивость и сословную трагедию: невозможность сыграть свадьбу, ввиду разных социальных статусов. А скалы то угрюмы, отвесны и высоки. И, как и бывает в легендах, взобралась юная красавица на скалу и …
Произошло чудо! В полете она обретает вечную юность и превращается в прекрасную деву-русалку!
И теперь чуть ли не каждую ночь, получившая вечную юность красавица, выбирается из черных глубин Ладожского озера вычесать ил из волос, поплескаться в прибрежных лунных водах и спеть на угрюмом каменистом берегу свою призывную песнь. Льется неспешная песня, звенят под луной скромные колокольчики, и льнет трава к влажным береговым камням черного залива Импилахти. Тиха и соборно-торжественна в такие моменты природа, и, кажется, даже луна притормаживает свой вечный ход по темному небесному своду и долго любуется на матово-белое бескровное тело грешной девушки, бессмысленно зовущей давно мертвого своего возлюбленного. И горе нестойкому мужчине, которому "посчастливится" услышать голос Импи! Как безвольный телок, забыв даже имя свое, идет он в объятья холодной нежити, и, перебирая руками длинные пряди шелковых ее волос, льнет теплой мужественной щекой к матово-влажной груди. "Ах, не тот!" - вскрикивает страшным голосом утопленница, и дикий, душераздирающий вопль многократным эхом далеко разносится по округе. "Эх, кобели, кобели! И чего им в поселке-то не хватает?" – с сожалением говорят страдающие бессонницей одинокие селянки, и с раздражением закрывают наглухо окна.
Вот на берегу залива в его глубине на холмах и появились полтысячи лет назад первые населенные пункты.
Поселок Импилахти.
Наиболее ранние сведения об Импилахти относятся к XVI веку.
В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года в описании Никольского Сердовольского погоста упоминаются следующие населённые пункты в районе нынешнего посёлка: «деревня Имбилакша на Инбинском наволоке у Ладожского озера в лахте» (3 двора) — в Островской переваре; «деревня Имбилакша ж над Лахтою» (1 двор) — в Островской переваре; «деревня Гунушково на Инбинском наволоке» (4 двора) — в Арендежской переваре; «деревня Инбилакша» (2 двора) — в Кересюрской переваре; «деревня на Имбильском наволоке» (4 двора) — в Ундояльской переваре; «деревня Имбилакша у Ладожского озера в Лахте» (1 двор). Первые пять деревень на момент описания принадлежали корельскому наместнику. Последняя относилась к владениям Валаамского монастыря.
Всего 139 домов и 188 человек, способных заплатить налог! Немного раньше 1589 года уже существовал Импилахтинский православный приход. В начале XVII в. в Импилахти построена церковь, которая располагалась на холме Каммонен. К Импилахтинскому погосту принадлежали два храма, один из которых в Кителя существовал с 1686 г.
В 1617 году Импилахти вместе с остальной территорией Корельского уезда вошло в состав Швеции. Во время Шведского правления во второй половине XVII в. начался новый этап развития в Импилахти. С Запада пришли новые жители из различных слоев, уровень образования которых был низким. Со шведами пришло как понятие о лютеранстве, так и об образовании. Уже 1680 г. распространялись знания, и часть жителей владела грамотой. В Импилахтинском приходе центральное место занимает Рантусская церковь. В 1614 г. Импилахтинский приход упоминается в составе Сустаймского поселения, а в 1638 г. в составе Сустаймского погоста. В 1643 г. в Импилахти был свой священник Василий Рухконен. Еще с 1671 г. в судебной книге упоминалось о существовании в Импилахти православного священника и дьяконского места.
Официальной датой основания считается 1638 год, когда шведы основали Импилахтинский лютеранский приход. Саму кирху построили только к 1670 году, после чего у поселка появилось альтернативное название – Киркконкюля (церковная деревня). Кирху отстраивали 3 раза, последнюю построили в 1862 году, она простояла до 1946 года.
В 1721 году по Ништадтскому мирному договору посёлок вновь был передан в состав России.
В 1727 году Импилахтинский погост перешел в разряд дворцовых земель, с 1730 по 1764 годы принадлежал Александро-Невскому монастырю, в 1764-1797 годах являлся собственностью Императорской Коллегии Экономии, а после этого был передан в государственную казну.
С 1744 года — в составе Выборгской губернии, которая в 1811 году стала частью Великого княжества Финляндского. Примерно тогда Импилахти становится городом и волостным центром. В 1871 в городе была открыта первая школа. А к 1891 году на территории волости уже было 10 школ. И количество школ только увеличивалось в начале ХХ века! Постановление о народной школе от 1898 г. обязывало сельское население разделить свою территорию на районы и открыть начальные школы в каждом районе, где было не менее 30 детей школьного возраста.
Ладно школы, в Импилахти в 1906 году было открыто высшее народное училище Восточной Карелии!
В российском сегменте интернета, когда начинаешь искать информацию, про Импилахти – есть одни лишь упоминая туристических баз, много информации об открытии мемориала военнопленным (о нем ниже) и скудная историческая справка. И все! Знаете почему?
Сейчас в Импилахти живет чуть более 600 человек. А вот на 1939 год жило более 14 723 человека! Представляете?
Причем все существовали очень мирно. Жило 8500 лютеран и 6000 православных. И никаких проблем!
На территории волости Импилахти проходила граница западных и восточных традиций организации сельских поселений, строительства крестьянских усадеб, традиционного жилища и хозяйственных построек. В течение многих веков более старая, перенявшая некоторые черты восточно-карельской традиции строительства, культура проживания, слилась с культурой, принесенной новыми жителями, и наоборот. Карельские обычаи поселений повлияли на возникновение компактных деревень, которые находились возле водоемов и дорог. Под влиянием переселенцев из Саво (Финляндия) поселения стали более разбросанными и стали наступать на ранее не заселенные территории.
Большинство информации я подчерпнул с финских источников. В Финляндии издается огромное количество книг по истории края, существует общество потомков с Импилахти, проводятся выставки и выезды на историческую родину.
При этом туризм по Восточной Карелии развивался еще с конца XIX века! В 1887 году была создана Туристическая Ассоциация Финляндии (Suomen matkailijayhdistys), которая, в частности занималась выпуском путеводителей. В одном из них, “Путеводителе по Финляндии”, выпущенном в 1895 г. территории Ладожской Карелии был посвящен целый раздел в объеме 56 страниц.
А в 30-е годы XX столетия развитие дорог и автомобильного сервиса в Финляндии достигло такого уровня, что в путеводителе “Сортавала — центр земель, где слагались руны Калевалы” от 1939 г. отмечалось, что из Сортавала можно автобусным и автомобильным сообщением попасть во все уголки Приладожья.
При этом достопримечательности, упоминаемые в туристической литературе того времени, состоят из семи групп:
- Места панорамного обзора (например, гора Раускунвуори, гора Линнавуори на острове Мякисало);
- Красивый ландшафт или иная природная достопримечательность (озеро Ристиярви, пролив Тахманка и другие);
- Древние памятники и крепости (Линнамяки в Хийтола, Линнамяки в Куркиеки);
- Важные постройки (православная церковь в Тиурула (которая как раз находилась на острове Кильпола, и на сегодня разрушена), лютеранская церковь в Сортавала, Высшее народное училище Восточной Карелии);
- Кладбища (кладбища в Харлу, Импилахта и других местах);
- Пляжи (Вятикян хиекка, Сяямингин хиекка);
- Порты, важные пароходные пристани (порт в Питкяранта, пристань на о. Валаам).
И многие из них на сегодняшний момент тупо утеряны или разрушены. И, что самое грустное – большинство уже после Второй Мировой войны!
Кстати, в 1932 была окончена железная дорога Ляскеля - Питкяранта; она прошла в трех километрах от церкви. Настоящий памятник трудолюбию финнов, вызывает восхищение, поражает объем проделанной ими работы.
В период 1941-1944 гг. в пос. Импилахти располагался лагерь для советских военнопленных № 16. Они выполняли работы в фермерских хозяйствах, располагавшихся в районе Импилахти, Керисюрья, Койриноя. Захоронения военнопленных, погибших за это время в результате болезней и за нарушения лагерного режима, производились в поле на юго-западной окраине посёлка.
В первоначальном виде кладбище представляло собой одиночные, одинаково оформленные могилы: земляные холмы, обложенные по периметру плитками полевого шпата. В 1979 году во время проведения мелиоративных работ, тракторами, все плиты были сдвинуты и свалены кучей в овраге. Останки погибших солдат могла постигнуть та же участь, но они все же сохранились. Трактористы остановились, когда из-под колес машин полетели человеческие кости, и оставили все как есть. Территория кладбища охватывала площадь 50х15 м.
И вот 18 сентября 2015 состоялось торжественное открытие мемориала советским военнопленным, погибшим в лагере № 16. Опомнились! Сейчас это просто мемориал с фамилиями. На месте поля, где были оформлены отдельные могилы! В списке на памятнике 44 фамилии (а ведь было 44 могилы!), которые были получены просто простым запросом в военный архив Финляндии! Всё задокументировано и вёе хранится. Никакой секретности…
Я помню, я горжусь?!?
Зато сейчас аж уголовное дело возбудили против финнов! Надо будет статью на эту тему написать…
Только один факт уже заставляет задуматься. Норма питания советского военнопленного, не занятого на работах, в день:
Галеты или сухари 200 г., сухое молоко 200 г., маргарин 20 г., картофель 500 г., рыба/мясо 75/150 г., крупа 50 г., мука 15 г., сахар 10 г., чай 0,5 г., соль 15 г.
Всего на 1508 килокалорий.
У работающих пайка была выше и составляла 1900 килокалорий.
Высшее народное училище Восточной Карелии было уничтожено еще в 1940 году, при этом руины его стоят до сих пор!
Все финские кладбища тоже уничтожены. А вот орган, колокола и мебель с Кирхи финны вывезли, и они до сих пор их радуют в Финляндии.
На 1939 год – полустров Ханукка густо заселен и развит! Средний размер поля у одного хозяйства составлял 6,4 га. От Импилахти была (и есть до сих пор) дорога на мыс Импимиеми. Существовало два достаточно больших поселения: Хяттиля (сейчас эта пустующая земля полностью выделена под дачное строительство, а ведь где-то там было местное кладбище, представляете, что кто-то купит себе такой участок?) и Хунукка (сейчас просто сельхозугодия).
В поселке Хунукка в XVII веке там изготовляли железо и ковали металлические изделия. А в XIX веке добывали полевой шпат. Смолу курили в Хунукка почти что в промышленных масштабах. О как!
И дороге от Импилахти есть необычная локация. Финны в 1930-х гг. посадили 18 сосен Мюрея. И они, уже 90-летнии, растут до сих пор! Более того, они еще с 1984 года признаны ботаническим памятником природы.
Вид рода Сосна из семейства Сосновые. Растет в западной части Северной Америки. Распространена от Мексиканской Калифорнии до Юкона, Канада. Ареал лежит от Тихого Океана и заходит за восточный склон Скалистых гор. Поднимается до 3300 м над уровнем моря. В некоторых областях встречается исключительно в чистых насаждениях.
От наших сосен отличается вытянутыми шишками. Очень необычно!
Ладно, теперь про мыс Импимиеми.
Impimiemi - "Мыс Девственницы".
Мыс является южной оконечностью полуострова Хунукка и западным мысом бухты Хунукалахти.
Помните про эпос? Так вот, дева-русалка выбирается из глубин Ладоги именно здесь! В честь неё мыс и получил название.
В период 1941 - 1944 гг. Импиниеми входил в финский узел обороны "Хуунука".
На мысу сохранились остатки финских береговых укреплений. На самой вершине мыса небольшая система окопов в полный человеческий рост и даже типа маленького бункера, выдолбленного в граните. А вдоль дороги на мыс в лесу множественные остатки (я бы даже сказал – полностью сохранившиеся) замаскированных огневых точек.
Еще на Импиниеми в XIX (а может и в XVIII) веке велась добыча камня для строительства в Санкт-Петербурге, добывали плагиоклазовые граниты серого цвета известные под названием "сердобольские граниты". Следы добычи камня также хорошо заметны. Сохранились расколотые, но не вывезенные каменные блоки, бой камня, стальные клинья, которыми камень раскалывали на блоки.
Дорога до мыса непростая, особенно для неподготовленного человека, но очень живописна и запоминающаяся.
В Карелии более 60-ти тысяч озер, самые известные из которых – Онежское и Ладожское, но мы едем к очень необычному озеру.
Impilampi - "Озеро Девственницы".
Но самая вишенка на торте – это уникальное каменное озеро! Это маленькое межскальное озерцо отделяет от Ладоги небольшое расстояние метров в 15. Перепад уровня воды от 0,5 до 2 метров (Ладога ниже). Во время штормов волны Ладоги переливаются и наполняют озеро Импилампи.
Охренительно офигительно шикарное место! При этом в озеро вклинивается каменный мыс, на котором просто необходимо провести хотя бы день!
Погулять вокруг озера, поесть в августе черники, лицезреть остатки жизнедеятельности бобров, которые тут когда-то жили (съели рыбу в озере и ушли в другое место).
Поразглядывать их хатку. Полюбоваться за суетливой жизнью муравьев в нескольких крупных муравейниках вокруг озера. Подняться на остатки береговой финской батареи. Попариться в бане и после этого покупаться в озере. Так как озеро каменное и отделено от Ладоги – оно прогревается и в нем комфортно купаться!
А вечером развести костер и любоваться закатом…
Ведь природа Карелии очаровывает каждого, кто хоть раз побывал в этих местах. Удивительная красота северной природы, девственная чистота лесов, свежий воздух, наполненный упоительным ароматом хвои, потрясающие по красоте закаты и восходы...
Национальный парк «Ладожские шхеры»
Для чего создаются национальные парки? Для охраны природы, развитию туризма и для образования и экологического воспитания.
Весь полуостров Хунукка входит в национальный парк «Ладожские шхеры». Само создание парка, с живущими на его территории более чем 70 000 человек — это такой «костыль», когда решение проблем было произведено таким нетривиальным способом. О каких я проблемах? Прежде всего о подходе нашего странного государства к своим собственным территориям. Я не хочу тут рассуждать почему так. Большинству понятно, а кому неясно - там только эволюционное развитие поможет или не поможет. Но суть остаётся одна - основной мотив один: «ничего не делать, но зарабатывать кучу бабла».
Вот и с природой, которая может приносить огромные деньги (Финляндия на туризме в 2019 году заработала 16,1 млрд. евро) мы поступаем как Варвары! Все, что делают власти - раздают направо и налево разрешения на вырубку лесов и различную добычу природных ископаемых. Отношение к природе Карелии - аналогичное. В своё время было заключено огромное количество договоров на вырубку лесов и на карьеры на территории ладожских шхер. И если бы не создание национального парка, то уже сейчас многого из того, что можно ещё посмотреть - уже не было бы. Лес, правда, все равно весь вырубают, но я верю, что рано или поздно справедливость восторжествует и мы начнём в стране жить не за счёт продажи своего настоящего национального богатства, а за счёт создания добавочной стоимости. Результатов Кремниевой долины нам, конечно же, не достичь уже никогда, но ещё много чего можно добиться и в других отраслях. И очень надеюсь, что туризм там займёт немаленькую часть. И он будет не промышленным - «посмотрите на этот золоотвал и вот на это болото, которое возникло после продажи леса», а будет настоящим. Восхищающим и восхитительным!
Поэтому, я всеми руками за максимальное количество особо охраняемых природных территорий и национальных парков. Пусть это и реально «костыли». Мы постоянно лепим заплатки на заплатки, вместо того чтобы просто все изменить. При этом же, я понимаю перекос - ведь если Территория является особо охраняемой или национальным парком - то по-хорошему там нечего делать людям просто так. Ходить надо по специальным маршрутам и уж тем более не ездить на машине. Сейчас же этот «костыль» создаёт другую проблему - сограждане видят таблички и понимают — это всё просто формальность! Блин! Так ведь оно так и есть! Парки мы создаём. Но нет ни маршрутов внутри, ни зон для парковок возле, ни зон для ночёвок и отдыха. Нет ничего! Есть просто запреты и штрафы! Во всем цивилизованном мире этим процессом управляют. У нас же все, как всегда - свой, особенный путь. Через жопу.
Я верю, что большинство читающих мои тексты - не Варвары. И вы не будете разводить костёр на дёрне, если есть рядом отличная каменная площадка. Я верю, что вы не будете гадить под каждым углом, а поставите туалет и все после себя закопаете. А может вообще привезёте с собой биотуалет. Я верю, что вы не будете издеваться над природой: не будете портить деревья, не будете пилить живые на дрова (вот чего сложного с собой дрова привести?), не будете ломать кустарник. И не будете гонять или убивать животных! Например, напуганная лодкой нерпа может просто погибнуть!
Не будьте варварами! Уважайте себя, прежде всего.
Лично я, если увижу подобное варварство, не только все зафиксирую фото и видео, но буду и максимально рассказывать о таких случаях везде. А при возможности ещё и лопатой огрею.
И ещё один момент. Я путешествую на внедорожном кемпере. Который, кстати, в той же Финляндии или Новой Зеландии не нужен совсем. Так как до мест стоянок и ночёвок можно добраться на чем угодно, а в настоящих национальных парках - только по жестким пешеходным или водным маршрутам. Я же передвигаюсь по текущим или заброшенным дорогам. Рубиться сквозь поле или лес - совершенно не мое. И нет смысла меня обвинять в том, что я тоже варвар. Да, я езжу по колее и часто это колея и является бездорожьем. Но это бездорожье - историческое и безальтернативное. Как только появится настоящая альтернатива - сильно задумаюсь. А сейчас же - часто доехать до безумно красивого места можно только на подобной темнике. Только вот доезжать тоже можно по-разному. Можно аккуратно, только по дороге, без адских перегазовок – просто аккуратно переваливаясь на лебедке. А можно после себя оставлять только опустошенные места. Кольский с перекатанной квадроциклами тундрой – яркий тому пример! Ну есть же дороги – нет, надо резать тундру, которая будет восстанавливаться десятилетиями!
И самое главное – сейчас я, как и большинство видят, что закон не для всех. Государство организовывает национальные парки и массово штрафует за подъезд к воде, и при этом любому Князьку или его Дружиннику можно все: и выделить земельный участок в заповедной территории, и построить там свой дом, и вырубить лес, чтобы проложить дорогу, и забор поставить прям в воду. Да ладно дом! Вырубки идут в заповедниках! Охота!!!
Им плевать на законы. Общество это отлично видит и обществу вдвойне плевать на эти же законы. Всех не оштрафуешь же? Так и живем.... Мне, кстати, тоже плевать на такие законы. Но не плевать на порчу природы.
Поэтому ещё раз: я за любые законы, но только если они едины для всех без исключения. А в данный момент зовите меня кем угодно: анархистом, монархистом, либералистом, коммунистом – пофиг. Я буду соблюдать законы только от необходимости и безысходности. Так как вокруг – мракобесие, ханжество и лицемерие. Чиновники тупо не могут жить по собственным правилам, которые создают. Поэтому мое соблюдение законов по принципу «итальянской забастовки»: хотите меня штрафовать – соблюдайте свои же законы. И если я рано или поздно приеду на Импилампи и увижу там шлагбаум – не поленюсь, пройдусь до конца, проверю кадастровую карту и, если там появится что-то больше, чем национальный парк – выдеру шлагбаум нахрен!
Я восхищаюсь нашей прекрасной природой и ее достопримечательностями. Я изучаю исторические места и ищу множество фактов о них. Я вожу туры по этим местам и прививаю любовь к нашей стране. Я пропагандирую внутренний туризм. Я пропагандирую любовь в природе и уважительном уважении к ней. И если, вдруг, когда-нибудь на Импилампи появятся оборудованные беседки с мангалами и заготовленными дровами, домики для ночевки на въезде (формально они уже есть, в виде частной базы отдыха), будут убирать мусор, будут стоять туалеты и все это будет именно в рамках национального парка, а не чьего-то личного бизнеса – то я оставлю автомобиль на въезде, заплачу на вход и буду продолжать заниматься популяризацией туризма!
Недавно Королева Великобритании Елизавета II сказала просто восхитительные слова:
"Гордость за то, каковы мы — это не про прошлое. Это определяется нашим настоящим. И нашим будущим. Те, кто придут после нас, скажут о нас: это поколение было так же сильно, как любые другие поколения британцев."
Вот это и есть настоящий патриотизм!
Давайте жить настоящим. Путешествовать. И что-то, но делать. Делать так, чтобы нами могли восхищаться наши потомки!
Предыдущие части, тыкайте на ссылки:
1. Трилобиты и русско-шведская граница XVII века
2. Первый Стольный град на Руси
3. Вепсы, Чуди, Древняя Русь и при чём тут Вепсский лес?
4. Юксовское озеро и причем тут юксовская болезнь?
5. Единственная в России деревянная церковь, стоящая на историческом месте, которой более 500 лет!
6. Подпорожское серебряное кольцо деревянных церквей
7. Ahvansilmn или крепость Глаз Росомахи
8. Увидеть то, что пока еще уцелело
9. Гостеприимные чудяки и куклы без лица
10. Забытый остров Брусно. Онежское озеро.
11. Единственное в России (а может и в мире) месторождение малинового кварцита
12. Отдых на песчаных пляжах Онежского озера.
13. Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады
14. О вулканах в Карелии, популяризаторах туризма и заброшенном аэродроме.
15. Водопад Кивач. Лошадь сдохла — слезь!
16. Регион туристской дестинации или Тулмозерский чугунолитейный завод как афера конца XIX века!
17. Самый загадочный водопад Карелии