Черно-белая клетка на полу — это классический и стильный элемент, который часто можно увидеть в роскошных и современных интерьерах. Дизайнеры и сегодня ценят это контрастное сочетание за его графичность и элегантность.
Однако лично у меня такой шахматный узор неизменно рождает в памяти образы, далекие от моды. Он напоминает мне о тайных обществах, в частности, о масонах. Почему же возникла такая ассоциация?
Петровская эпоха и европейская мода
Всё дело в глубокой истории этого напольного покрытия. Черно-белую «шахматку» нередко встречаешь в парадных подъездах старинных особняков. Особенно много таких примеров сохранилось в Санкт-Петербурге, ведь именно Пётр I, как считается, привёз эту моду в Россию.
Большинство зданий с такими полами были построены как раз в его времена, хотя иногда этот приём используют и современные строители, отдавая дань классике.
Считается, что царь, путешествуя по Европе, увидел подобные полы в королевских дворцах и, впечатлившись, перенял эту идею, как и многие другие западные новшества. Поэтому в нашем сознании клетчатый пол прочно связан с архитектурой петровской эпохи.
В самой Европе пик популярности таких полов пришёлся на XVIII век, хотя первые образцы встречаются уже в постройках XV столетия.
Тогда художники и зодчие заново открыли для себя законы перспективы и стали активно их обыгрывать. Клетчатый пол стал для этого идеальным инструментом: он зрительно выравнивает стены, подчёркивает глубину пространства и добавляет интерьеру строгой гармонии.
Символика масонов
Из-за особой любви Петра I к этому рисунку его даже иногда записывали в ряды масонов. И это не случайно: шахматный пол считается одним из главных символов этого тайного общества, для некоторых даже более значимым, чем знаменитый «всевидящее око» в треугольнике.
И это не просто домыслы, а признанный факт в среде самих масонов, которые, к слову, существуют и поныне. Клетчатый узор можно увидеть даже на некоторых вариантах гербов масонских орденов.
Члены братства объясняют этот символизм так: чёрное и белое олицетворяют извечную борьбу добра и зла. Среди них даже бытует поговорка: «Масон должен жить так, чтобы пройти между чёрными и белыми клетками», то есть сохранять баланс и мудрость.
Существуют и другие трактовки значения этого узора, хотя их достоверность часто вызывает вопросы.
Например, есть версия, что масонам он дорог как наследие тамплиеров, чьё знамя также было чёрно-белым. Исследователи также проводят параллели с восточной философией, видя в нём отражение дуализма Инь и Ян.
В общем, интерпретировать этот символ можно бесконечно, но факт остаётся фактом: масоны действительно питают к нему особую слабость.
Впрочем, красота и выразительность чёрно-белой клетки нравятся и многим людям, которые не имеют к тайным обществам никакого отношения.
