АПА — незаменимый помощник для истребителей: как работает аэродромный пусковой агрегат

Подготовка истребителя к вылету — это всегда сложный процесс, требующий идеальной координации между техническим персоналом и оборудованием. Сам по себе, стоящий на стоянке самолёт, в воздух не поднимется.

Для того чтобы «оживить» машину, запустить двигатели и запитать все бортовые системы, на помощь приходят специальные автомобили — аэродромные пусковые агрегаты (АПА).

«Апашка справа»

Перед каждым вылетом к самолёту подъезжает эта машина. Чаще всего это аэродромный источник электропитания, смонтированный на шасси грузовиков «Урал» или ЗИЛ.

Если говорить просто, то это мощнейшая «батарейка на колёсах». Благодаря ей прямо на стоянке можно выполнять целый комплекс задач: запускать один или несколько авиадвигателей с помощью электростартеров, обеспечивать питанием всё бортовое оборудование самолёта. А в случае необходимости такой агрегат может даже помочь с буксировкой летательного аппарата.

Что внутри «апашки»?

В кузове автомобиля размещена целая электростанция: силовая установка, генераторы постоянного и переменного тока, мощные аккумуляторы, трансформаторы, блоки управления и распределения электроэнергии, а также всё необходимое оснащение — кабели, разъёмы и прочее.

Принцип работы

Всё начинается с двигателя самого грузовика. Он вырабатывает механическую энергию.

Эта энергия затем передаётся на генераторы, которые преобразуют её в электричество нужных параметров. Полученная электроэнергия по толстым кабелям подаётся прямо к бортовым системам истребителя.

Как подготовить АПА к работе: пошаговая инструкция

Чтобы агрегат начал питать самолёт, оператор должен выполнить чёткую последовательность действий:

1. Подогнать АПА к самолёту на нужное расстояние и обязательно заземлить машину.

2. Выключить сцепление и зафиксировать автомобиль стояночным тормозом.

3. На приборной панели выбрать требуемый режим работы электроагрегата.

4. Включить четвёртую передачу коробки передач — именно она задействует приводы, вращающие генераторы.

5. Запустить двигатель автомобиля и плавно увеличить обороты, нажав на педаль газа.

6. Контролируя показания амперметра, вывести силу тока на требуемое для самолёта значение.

7. Зафиксировать педаль газа в нужном положении специальным зажимом, чтобы поддерживать стабильные обороты.

8. Подключить силовые кабели от АПА к соответствующим разъёмам на борту истребителя.

Вот и всё. Несмотря на кажущуюся сложность оборудования, процесс его запуска и подключения хорошо отработан и, при наличии опыта, выполняется довольно быстро и чётко.