Театр безопасности на вокзале Пскова: очереди и сомнительная эффективность

Театр безопасности развернулся на вокзале в Пскове. Там установили рамки металлодетекторов и интроскопы для досмотра багажа, и теперь попасть на платформу можно только через них. Это нововведение привело к образованию длинных очередей перед зданием вокзала, особенно в часы пик.

Давайте сразу разберемся, как стоит воспринимать подобные меры безопасности на входах в общественные пространства, такие как вокзалы.

Начнем с того, что это типично российский подход. В Европе вы не встретите таких массовых досмотров на вокзалах — там безопасность обеспечивается с помощью систем видеонаблюдения и мониторинга телекоммуникаций, а доступ к поездам остается свободным. У нас же повсеместная установка рамок началась после теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году. Толчком послужил визит тогдашнего президента Дмитрия Медведева на Киевский вокзал, где он обратил внимание на отсутствие контроля на входе.

Однако эффективность этой меры вызывает серьезные вопросы. Во-первых, даже после внедрения рамок, в декабре 2013 года, произошел взрыв на вокзале в Волгограде — террорист привел устройство в действие как раз у зоны досмотра. Во-вторых, в России сотни железнодорожных станций, где можно сесть в поезд, вообще минуя какие-либо проверки. В-третьих, сам досмотр часто превращается в формальность, о чем, например, свидетельствуют многочисленные видео с московских станций.

Интересно, что если раньше рамки стояли только в зданиях вокзалов, оставляя альтернативные пути на платформу, то сейчас логистику сознательно меняют, чтобы сделать досмотр обязательным для всех пассажиров.

Очередь на 7-8 минут

О ситуации в Пскове подробно рассказывает издание «ЦДИ». Новое правило, запрещающее доступ к поездам в обход вокзала, ввели в начале года, перекрыв старые проходы. Это и привело к образованию огромных очередей.

Корреспондентка «ЦДИ» побывала на вокзале в момент отправления двух поездов — на Москву и Санкт-Петербург — и выяснила, что очередь на досмотр занимает 7-8 минут. Людям приходится стоять на морозе и нервничать, боясь опоздать на свой рейс.

Представители вокзала советуют теперь приезжать заранее, но заверяют, что по вине сотрудников пассажиры не опоздают — всех успеют пропустить. При этом, как выяснилось, на тот же самый перрон, к которому ведут эти длинные очереди, можно попасть и без досмотра, если подойти «со стороны болота или Любятово» (местные жители хорошо знают эти пути).

Получается довольно странная и противоречивая ситуация. Кстати, транспортная прокуратура уже начала проверку в связи со сложившейся обстановкой. Но вряд ли рамки уберут — все делается в рамках закона.