Я в Абхазии, в самом центре Сухума, столицы республики. Буквально в двух десятках метров от здания железнодорожного вокзала, который, к слову, тоже лежит в руинах, застыли в безвременье старые советские пассажирские вагоны.
Свидетели былого сообщения
С большой долей вероятности именно эти составы когда-то бороздили просторы страны по маршруту Сухум — Москва. Это было до войны, 26 лет назад. Теперь же они превратились в вечный отстойник — брошенные, никому не нужные и абсолютно беззащитные, как и многие другие объекты в Абхазии. Их не охраняют, судьба предоставила их самим себе.
Поскольку сдача черного металла здесь не в ходу, с вагонов просто вынесли всё, что представляло хоть какую-то ценность. Остальное загадили и забросали мусором. Сам вокзал не функционирует с 1993 года, он разрушен, а рельсы давно скрылись под слоем буйной травы. При этом, что парадоксально, прицепные вагоны сообщением Москва — Сухум исправно курсируют через день. Их доставляет сюда РЖД, которая также полностью переложила железнодорожное полотно от Адлера до абхазской столицы.
Были времена, когда Москва даже выделяла средства на восстановление и реставрацию сухумского вокзала. Однако деньги бесследно исчезли, а весь «ремонт» в итоге свелся к тому, что одну из стен просто побелили мелом...
Внутри забвения
Я подхожу к одному из вагонов и решаю заглянуть внутрь. Картина, которая открывается, удручает — складывается ощущение, что здесь устроили общественный туалет.
Снаружи медленно догнивает вагон-ресторан. На его борту хорошо заметен след от демонтированного герба СССР.
А вот так выглядит мир из окна купе проводника сегодня.
Похоже, у этих поездов теперь только одна дорога — вечная стоянка, пока они окончательно не превратятся в груду ржавого металла.
Заходим в еще один, плацкартный вагон. Ситуация не меняется, и становится понятно, что дальше можно уже не ходить — везде одно и то же запустение.
В некоторые составы человек, кажется, не заглядывал очень давно — по ручкам уже вьются дикие растения.
А из сливного отверстия в туалете, вопреки всему, пробивается новая жизнь — выросло молодое деревце.
Разная судьба, один финал
Здесь ржавеют не только пассажирские, но и багажные вагоны. Они значительно длиннее и лишены окон, что делает их вид еще более мрачным.
Множество слоев старой краски облупилось, и наружу проступает последний, ржавый слой металла.
А этот вагон, судя по всему, пережил пожар — весь его металлический корпус повело от чудовищно высоких температур.
На остатках надписей можно разобрать, что все эти вагоны когда-то были приписаны к локомотивному депо ЛВЧ-1 Сухуми.
Зрелище, честно говоря, наводит тоску.
Тишина и медленное поглощение
Что удивительно, на вагонах не так много граффити. Окажись они где-нибудь в России, вандалы, наверное, не оставили бы на них ни сантиметра чистого места.
Асфальт на перроне зарос толстым, плотным ковром мха и травы.
Даже рельсы начинают медленно, но верно уходить под землю, сдаваясь под натиском природы.
Вот такая безрадостная картина встречает многих туристов в первые же минуты их пребывания в Сухуме.
Отдельная благодарность за предоставленные фотоматериалы Максиму Майорову, специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Если тебе интересны подобные истории, подписывайся на наш канал и будь в курсе новых публикаций.
