Фотографии, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским более века назад, до сих пор будоражат умы и вызывают у многих недоверие.
Что смущает зрителей?
Во-первых, многих поражает сам факт существования цветных снимков той эпохи (стоит отметить, что Прокудин-Горский был настоящим новатором и одним из основоположников цветной фотографии в России, его уникальная трехцветная технология хорошо документирована).
Люди на фотографиях кажутся неожиданно опрятными, а их одежда — слишком чистой для рабочих будней. Но главный камень преткновения — это, безусловно, техника на заднем плане, выглядящая подозрительно современно.
Некоторые комментаторы, знакомые с подобной техникой не понаслышке, утверждают, что этот земснаряд — творение наших дней, а значит, вся фотография, по их мнению, является искусной подделкой.
Правда или мистификация?
Лично я обычно не ищу подвоха в старинных снимках (мне ни разу не попадались откровенные фальшивки). Однако кто знает, возможно, именно здесь мы имеем дело с исключением, и кто-то в шутку «вмонтировал» в архивный кадр современную машину. Давайте попробуем докопаться до истины. И начать стоит с самого простого вопроса: а когда вообще появились первые земснаряды?
Как выясняется, история этих машин уходит корнями в далекое прошлое. Первый многочерпаковый плавучий снаряд был сконструирован в Голландии еще в 1718 году. К 1867 году в Европе уже построили первый землесосный снаряд, оснащенный механическим разрыхлителем грунта... Что касается России, то первые землесосы, импортированные из Европы, начали работу на Волге в 1874 году. А к 1917 году российский дноуглубительный флот мог похвастаться уже примерно 20 землесосными и 100 многочерпаковыми снарядами! — эти данные можно проверить по указанному источнику.
Контекст снимка
Спорная фотография была сделана на реке Шексне в 1909 году. Шексна является частью Мариинской водной системы и соединяется с Волгой. Вполне логично, что по этому важному судоходному пути тоже могли курсировать передовые для своего времени дноуглубительные суда.
Наследие Прокудина-Горского тщательно изучается множеством энтузиастов и историков. Существуют целые ресурсы и форумы, где детально разбирают каждый элемент на его снимках. Не остался без внимания и этот загадочный земснаряд.
Оказывается, эта машина фигурирует и на других фотографиях. Это была «самая большая на Шексне землечерпательница "Шекснинская-1"», предназначенная для работы с песчаными и глинистыми грунтами. Она трудилась на участке между Череповцом и Рыбинском.
Ее производительность составляла 15 кубических саженей в час. Судно было построено в 1904 году на знаменитом Путиловском заводе в Санкт-Петербурге.
Об этой машине сохранилось даже упоминание в исторической публикации И.В.Петрашень «Мариинская система. 1810-1910.»:
А вот и другие архивные снимки, подтверждающие ее существование. «Земснаряд на Шексне.», 1923 год:
Вывод
Таким образом, получается, что даже сто лет назад на водных артериях Российской Империи, таких как Шексна и Волга, можно было встретить суда, которые нашему глазу кажутся ультрасовременными. На самом деле они таковыми не являются, что становится очевидно при детальном рассмотрении. На крупных планах хорошо видны характерные для эпохи паровых машин заклепочные соединения и другие конструктивные элементы, давно вышедшие из употребления. Так что фотография Прокудина-Горского — не фейк, а ценное историческое свидетельство уровня технологий своего времени.
