В материале использованы фото с сайта JPRail.com (если не указано иное).
Когда речь заходит о зарубежных аналогах нашего плацкарта, в статьях почти всегда всплывает один и тот же японский поезд — Sunrise, что переводится как «Восход». Однако, сравнивая его с нашими представлениями о плацкартных вагонах, я понял, что это сравнение довольно условное. Реальность оказалась гораздо интереснее.
Экспресс Sunrise курсирует по японским дорогам уже более двух десятилетий, с 1998 года. Он уникален своей конструкцией: фактически это два сцепленных состава по семь вагонов в каждом. Они вместе отправляются из Токио и следуют до города Окаяма, где происходит расцепление.
Одна часть, называемая Sunrise Izumo, продолжает путь к древнему городу Изумо, преодолевая 953 километра примерно за 12 часов.
Вторая часть, Sunrise Seto, направляется из Окаямы в Такамацу, покрывая дистанцию в 804 км за 9,5 часов. Оба состава абсолютно идентичны по своему устройству.
Меня особенно впечатлило архитектурное решение: часть вагонов одноэтажные, а часть — двухэтажные. Тот самый вагон, который у нас принято сравнивать с плацкартом, в каждом составе всего один. Но о нем чуть позже, а сначала я хочу рассказать о более комфортабельных вариантах размещения.
Вершина комфорта: Single Deluxe
Это первый класс, расположенный на втором этаже двухэтажного вагона. Здесь всего шесть одноместных купе, которые предлагают максимум приватности и удобств.
В вашем личном пространстве вас ждет полноценная кровать размером 196 на 85 см, небольшой столик и даже собственная раковина. Как и во всех классах, кроме самого бюджетного, пассажирам выдают комплект постельного белья и пижаму.
Одно из ключевых преимуществ — включенный в стоимость доступ к душевой комнате, которая находится в этом же вагоне. Пассажир получает карточку, активирующую воду на шесть минут, причем таймер считает только время непосредственного пользования душем. Этой же возможностью за отдельную плату могут воспользоваться и путешественники из других вагонов. Обратите внимание на таймер на стене — все очень технологично.
На первом этаже этого вагона обустроена общая зона отдыха с панорамными окнами, где можно спокойно посидеть, полюбоваться пейзажами и перекусить.
Путешествие в таком вагоне по самому длинному маршруту (Токио — Изумо) обойдется примерно в 14000 йен, что эквивалентно 8000 рублям. Здесь и далее я буду приводить цены именно для этого направления.
Аналог боковых полок, но с приватностью: Single Twin
Следующий класс размещения напомнил мне наш плацкарт, но с кардинальным отличием. Он расположен в одноэтажном вагоне, где спальные места расположены по бортам, как боковые полки. Однако каждая пара мест огорожена от общего коридора перегородками с дверьми, создавая подобие мини-купе.
У каждого пассажира здесь свое окно. Можно арендовать такое пространство на двоих за 15000 йен (8500 рублей) или выкупить его целиком для себя за 10000 йен (5500 рублей), получив уединение.
Компактное купе для двоих: Sunrise Twin
Для тех, кто путешествует парой, есть еще один отличный вариант — класс Sunrise Twin. Четыре таких купе расположены на нижнем этаже двухэтажного вагона. Они очень напоминают наше купе СВ, только в уменьшенном, японском формате.
Интересная деталь: окно в таком купе расположено не по центру, а вдоль одной из кроватей, что создает особый уют.
Стоимость такого купе на двоих составляет около 15000 йен (8500 рублей). А вот так выглядит коридор в этом вагоне — аккуратный и современный.
Эконом-капсулы: класс Solo
Для одиночных путешественников, ценящих бюджет, предназначен класс Solo. Это своего рода одноместные капсулы, расположенные в одноэтажном вагоне на двух уровнях. Чтобы попасть на нижнее место, нужно спуститься по лестнице вниз, а на верхнее — подняться наверх. Каждое пространство закрывается на собственную дверь с замком.
По отзывам бывалых пассажиров, в нижней капсуле встать в полный рост не получится. В верхней — можно, но только если ваш рост невелик.
Места для багажа здесь практически нет, зато есть личное окно и главное преимущество — цена. Проезд обойдется всего в 6500 йен (3700 рублей).
Тот самый «японский плацкарт»: Nobi Nobi
И, наконец, мы добрались до вагона, который и породил все сравнения с нашим плацкартом. Это одноэтажный вагон со спальными местами, расположенными в два ряда.
В стоимость проезда здесь входят только простыни и наволочки. Ни одеял, ни подушек, ни матрасов не предусмотрено. Также здесь отсутствуют розетки, Wi-Fi, нет возможности купить еду или горячую воду.
Опытные путешественники настоятельно советуют брать с собой хотя бы туристический коврик-пенку, чтобы не лежать прямо на жестком ковролине пола. И, конечно, что-нибудь в качестве подушки.
Между спальными отсеками нет никаких занавесок или перегородок. Отгородиться можно лишь от общего прохода.
Выглядит это место, конечно, по-японски эстетично и минималистично. Есть где сидеть, свое окно и индивидуальная лампа. Но о комфорте во время долгой ночной поездки говорить не приходится.
Главный козырь этого класса — цена. Билет стоит всего около 520 йен (250 рублей)! Да, вы не ослышались. Кроме того, проезд в таком вагоне включен в знаменитый проездной Japan Rail Pass. Именно поэтому эти места практически всегда заняты, и купить билет может быть непросто.
