Ненужные 40-летние. Открытая дискриминация по возрасту при трудоустройстве

Наше общество, полное сострадания, стремится защитить всех: бездомных животных, редкие виды растений, женщин от проявлений неравенства, культурные памятники вроде Венеции и представителей различных меньшинств в Европе... Их уязвимость очевидна и не вызывает споров.

Кого защищать не принято?

А вот защищать «почти здорового» российского мужчину в возрасте от 40 до 60 лет многим кажется абсурдным... по крайней мере, на первый взгляд!

Парадокс рынка труда

Между тем, мы наблюдаем явный парадокс: в российских компаниях открыто огромное количество вакансий, и примерно столько же людей находятся в поиске работы или трудятся не по своей специальности. Эта ситуация явно сигнализирует, что пора бить тревогу.

Портрет «идеального» кандидата глазами работодателя

Проблема в том, что большинство работодателей в описании вакансий мысленно рисуют портрет кандидата моложе 30, максимум 35 лет. Желательно, чтобы он соглашался на невысокую зарплату, был готов к постоянным переработкам и демонстрировал безграничную лояльность. Опыт работы тоже требуется, хотя непонятно, как его набрать в столь юном возрасте. Но главный фильтр — это всё-таки возраст!

Реальность для тех, кому за 40

А нас, перешагнувших сорокалетний рубеж, уже никто не хочет брать на работу. Нам приписывают косность мышления, отсутствие креативности, завышенные амбиции и риски для здоровья... Хотя у меня есть собственное мнение о реальных причинах, по которым работодатели сторонятся зрелых специалистов, но об этом я расскажу в следующей статье — не забудьте подписаться!

Куда уходят опытные кадры?

В результате квалифицированный инженер может месяцами сидеть без работы или, в отчаянии, устроиться охранником — эта сфера неуклонно расширяется, поглощая всех желающих. Количество таких случаев растёт прямо пропорционально стагнации экономики и тотальному упадку малого и среднего бизнеса. Практически все мелкие предприятия, закрытые неимоверными усилиями государства или разорившиеся самостоятельно, — это как раз мужское население того самого уязвимого возраста. Те самые люди, которые ещё с девяностых годов по крупицам и кирпичикам строили собственное дело, делали на него главную ставку в жизни и в одночасье его лишились, одновременно осознав свою ненужность на «этом празднике жизни».

Мировая практика vs российские реалии

На Западе отказы в приёме на работу по возрастному признаку давно стали поводом для громких судебных разбирательств. Пару компаний, осуждённых за дискриминацию, разорили бы до основания в качестве примера, чтобы другим было неповадно.

В России подобных прецедентов нет, и вряд ли они появятся. «Ставка на молодых и технократичных» — это негласная государственная политика, и такое судебное решение никто не вынесет. А если и вынесет, то явно не в качестве образцового для подражания.

Есть ли решение?

Впрочем, изменить ситуацию можно и без судов — достаточно ввести льготные ставки по пенсионным отчислениям для работников старше 40 лет. Тем более что они уже внесли свой вклад в государственную казну, причём с лихвой.

Но это не наш путь. Мы лучше освободим от налогов яхты, а проблемы с возрастом — это личное дело каждого...