Плацкарт со шторками: удобства и неожиданные проблемы спустя год

Плацкартные вагоны с индивидуальными шторками для каждого места постепенно появляются на всё большем количестве маршрутов. Если год назад такой вагон был в единственном экземпляре и курсировал только в Анапу и Ростов-на-Дону, то сегодня их можно встретить как минимум на четырёх направлениях. Однако за это время в конструкции вагонов произошли определённые изменения, и я решил на собственном опыте проверить, как они себя показывают сейчас.

Где найти такой вагон?

Насколько мне известно, сейчас обновлённые плацкарты ходят из Москвы в Анапу, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Саранск и даже в карельскую Рускеалу. Именно по последнему маршруту мне и довелось проехать, выбрав самый популярный в России железнодорожный маршрут из Петербурга в Москву.

Для тех, кто захочет повторить мою поездку, раскрою небольшой секрет: плацкарт со шторками в составе поезда №159/160 обычно идёт под номером 14. Его ставят на линии в праздничные дни и во время школьных каникул. Два модернизированных вагона – плацкартный и купейный – следуют в составе поезда до Петрозаводска, а затем их перецепляют к знаменитому «Рускеальскому экспрессу», который тянет настоящий паровоз.

Что изменилось в вагонах?

Важно понимать, что это не абсолютно новые вагоны, а результат глубокой модернизации. На тамбовском заводе «Вагонреммаш» старые вагоны полностью разбирают, обновляют все системы и собирают заново, существенно продлевая срок их службы.

Отличительные черты таких вагонов – запоминающийся современный дизайн. Здесь появились столики на верхних полках, индивидуальные шторки у каждого места, пурифайер (автомат с фильтрованной водой) вместо традиционного титана, розетки, персональные светильники и другие удобства.

В самой первой версии, о которой я писал в 2019 году, нижние полки были обиты тканью. Сидеть на них было мягко, но с практической стороны возникали вопросы: как их чистить и почему предлагается стелить простыню прямо на полку, без матраса, что казалось негигиеничным.

В вагоне на маршруте Москва – Рускеала полки уже сделаны по классической схеме – с кожаной обивкой.

Проблема с матрасами

Выглядит это солиднее, и к производителю претензий нет. А вот к перевозчику – есть. Непонятно, зачем на эти новые полки кладут старые матрасы от обычных плацкартов. В результате матрас просто не помещается в отведённое для него пространство.

Дело не в том, что полки стали короче – их длина осталась прежней.

Раньше на поперечных полках матрас ничем не ограничивался в ногах и мог свободно свисать в проход. Теперь же там установлена стационарная деревянная перегородка, и матрас втиснуть туда проблематично. Почему РЖД не пошьёт матрасы точно по размеру новых полок – загадка. Это выглядит как странная организационная негибкость.

Высоким пассажирам теперь приходится несладко: ноги в проход не высунешь, а матрас приходится загибать, что ещё больше «съедает» драгоценные сантиметры.

На верхних полках матрас встроен в конструкцию, так что там этой проблемы нет. Хотя и там некоторые жалуются, что теперь не так удобно свешивать ноги в проход.

Переход на классические матрасы породил ещё одну неудобную ситуацию. Их по традиции убирают на третью полку. Если верхний пассажир уже спит и закрыл свою шторку (а она перекрывает доступ и ко второй, и к третьей полке), а нижнему вдруг понадобился матрас (например, он сел на промежуточной станции или решил лечь позже), то придётся будить соседа сверху и вторгаться в его личное пространство.

Шторки: плюсы и минусы

Что касается самих шторок, то здесь всё в порядке. Во-первых, пассажиры ими активно пользуются. Я не видел никого, кто бы их не закрывал.

Во-вторых, были опасения, что шторки быстро запачкаются и их не станут стирать. Не могу говорить за все вагоны, но в моём они были в идеальной чистоте.

Единственный мелкий недостаток – крючки довольно громко скользят по полозьям. Не то чтобы это было невыносимо, но разбудить чуткого человека такой звук может.

Где хранить вещи? Проблема нижней полки

Следующий момент, который мне категорически не понравился, – это почти полное отсутствие мест для хранения личных вещей на нижней поперечной полке, которая традиционно считается самой удобной. Всё, что у вас есть, – это один-единственный крючок, маленькая сетка и резинка.

Качество этого крючка оставляет желать лучшего. Он расположен в ногах. Повесите на него куртку, свитер, штаны и, возможно, пакет – и он начинает гнуться под тяжестью, а сама одежда начинает мешать спать.

Куда девать ценные вещи? Вариантов немного: повесить на тот же хлипкий крючок, положить на столик (но если вы закрыты шторкой, то не видите, что там происходит), убрать под полку (но там нет рундука) или спрятать под подушку.

Пассажирам на верхних полках в этом плане проще. Они могут положить вещи на третью полку или в специальную нишу у изголовья (там есть удобное место для гаджетов под подушкой). У тех, кто едет на верхних поперечных полках, и вовсе есть свой столик-корыто, где вещи скрыты от посторонних глаз.

В интернете встречал жалобы на то, что с верхних полок теперь не видно в окно. Это правда. Но в целом наверху стало комфортнее, места для вещей прибавилось... И теперь, кстати, можно сидеть, свесив ноги вниз – раньше такая возможность была только в купе.

Вода из пурифайера

Ещё одно заметное изменение – это пурифайер, аппарат, который заменил старый титан. Он фильтрует воду из вагонной системы и подаёт её пассажирам. Есть два крана – для горячей и холодной воды.

В самом первом вагоне стоял импортный пурифайер с сенсорными кнопками и сложным управлением. Вот как он выглядел.

Теперь аппарат упростили. В нём всего два обычных крана, как в офисных кулерах. Рядом лежит стопка одноразовых пластиковых стаканчиков, так что если захотелось холодной воды, не обязательно просить стакан у проводника.

Я довольно разборчив в питьевой воде и даже могу на вкус отличить хорошую от плохой. Холодная вода из пурифайера оказалась отличной: идеально прозрачная, без мути, на вкус – как бутилированная. А вот горячая вода немного смутила. Впрочем, не настолько, чтобы я отказался заварить в ней бесплатный чай, который в этих вагонах пассажирам предлагают в неограниченном количестве.

Итоговые впечатления и забавные моменты

В завершение хочу поделиться тремя мыслями.

Первое. Это была моя вторая поездка в вагоне со шторками. Первый раз я ехал в самом первом таком вагоне по маршруту Москва – Анапа. Тот вагон обслуживала Федеральная пассажирская компания, а нынешний – напрямую РЖД (поскольку проект «Рускеальский экспресс» курирует лично замглавы РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов).

И в том, и в этом вагоне периодически становилось очень душно.

«Раньше сквозняки гуляли, а теперь духота», – жаловались пассажиры проводнику. Тот пытался объяснить это перепадом температур, но после моей настойчивой просьбы включить вентиляцию и не выключать её, микроклимат в вагоне нормализовался. Не понимаю, почему у проводников вечно возникают проблемы с вентиляцией. В вагоне, судя по всему, есть всё для поддержания нормального климата (даже генератор поставили, чтобы он обеспечивал ток, когда вагон долго стоит в Сортавале).

Надеюсь, когда-нибудь появятся вагоны, в которых проводники просто не смогут вручную отключать приточную вентиляцию.

Второе. Как я упоминал, со мной в вагоне ехало много болельщиков «Локомотива». Так вот, не произошло ни одного неприятного инцидента. Все сели, легли спать, за полчаса до прибытия проснулись – и всё прошло отлично. Раньше мне доводилось ехать с фанатами других команд, и те, конечно, вели себя шумнее. А этим – респект.

И третье, забавное. Я проснулся за два часа до прибытия от громкого разговора двух женщин пенсионного возраста. Они ехали из Карелии и обсуждали нас, остальных пассажиров. «Эти-то в Петербурге культурные. Сели и так быстро по полкам. Угомонились, и уснули. Сразу, буквально за полчаса. Ну вот напротив сверху пошептались немного и всё. Офисные, сразу видно, закрылись шторками, и спят».

Проснуться от громкой речи о том, как тихо вели себя другие пассажиры, – такое возможно, наверное, только в плацкарте.