Часто слышу, как люди жалуются на тяготы своей работы. Мне же есть с чем сравнить — я знаю, каким по-настоящему каторжным был труд в Петербурге всего столетие назад. К счастью, те времена остались далеко позади.
Исчезнувшие профессии старого города
В дореволюционном Петербурге существовало множество специальностей, которые сегодня полностью исчезли за ненадобностью. Взять хотя бы извозчиков — их было великое множество, а сейчас редко кто умеет управляться с лошадьми. Или фонарщиков — каждый вечер они с лестницами обходили улицы, зажигая газовые фонари, а утром тушили их.
Кстати, мой канал на Youtube –подписывайтесь! Регулярно выкладываю видео о Петербурге.
Отдельного разговора заслуживают водовозы. Они развозили воду в огромных бочках, которые сами же и наполняли, а иногда носили тяжелые емкости вручную. Нелегкая это была служба!
Вывоз нечистот никогда не считался престижным занятием, но такая работа существует и поныне — от нее никуда не деться.
Работа, вобравшая все тяготы
Но все эти профессии меркнут по сравнению с одной, которая сочетало в себе худшие стороны каждой из них. Это был труд в суровых погодных условиях, на открытом воздухе, часто на лютом морозе, и при этом требовавший огромной физической силы. Что примечательно, работа была сезонной — чем занимались эти люди летом, остается только гадать.
Попробуйте представить. Суровая русская зима. Нева, скованная толстым льдом. Падает снег, а с Финского залива дует пронизывающий ветер, от которого немеет лицо и перехватывает дыхание. И в таких условиях нужно было выполнять изнурительную работу.
Дело в том, что жизнь в городе не останавливалась, людям нужно было питаться, а продукты без холода быстро портились. Холодильников тогда еще не изобрели. И вот, в описанных выше условиях, рабочие добывали лед прямо из Невы.
Воспоминания очевидцев
Вот как описывается эта работа в книге Д.А. Засосова и В.И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910 годов (Записки очевидцев)»:
Работа была опасной — можно было потерять лошадь, если она не выдерживала веса ледяной глыбы; человек мог утонуть в проруби (майне). Но заработок был хорошим, и желающих хватало. Майну огораживали легким забором, а по вечерам вокруг зажигали фонари, чтобы предупредить неосторожных пешеходов и возчиков.
А вот воспоминания Льва Успенского из книги «Записки старого петербуржца»:
Тут и там на широком речном просторе, на льду метровой толщины, чернели огороженные веревками квадратные и прямоугольные проруби. Целыми днями мужики с пешнями высекали из речного льда огромные, метра полтора длиной, аквамариново-зеленые, словно светящиеся изнутри, ледяные глыбы. Подъезжали обмерзшие дровни; их задние части уходили под воду, на сани баграми втаскивали эту прозрачную тяжесть, лошаденка выволакивала сани, ледяную глыбу сбрасывали на снег и ставили рядом с десятком других.
Лед нужно было аккуратно вырубать ровными прямоугольными блоками, а затем грузить на сани.
На старых фотографиях видно, как лед грузят прямо на сани, чтобы затем отвезти:
Ледорубы — вот, на мой взгляд, самая трудная профессия того времени. Экстремальные условия сочетались с невероятно тяжелым физическим трудом. К счастью, эта профессия канула в лету, и в современном Петербурге в ней больше нет необходимости.
