Заброшенная финская линия обороны: экспедиция по непролазным дорогам вепсского леса

Давно хотелось разыскать одну забытую линию финской обороны, которая даже не имеет официального названия — среди энтузиастов её называют то Ровским перешейком, то Свирским укрепрайоном.

Это цепь дотов, окутанная тайнами и почти неизвестная. Находится она в глухом, труднодоступном уголке Подпорожского района Ленинградской области, недалеко от Ивинского разлива.

Начало пути: хорошая дорога и воспоминания о Финляндии

Как-то раз мы отправились туда на нашей «Буханке». Свернув с трассы на Вытегру, мы попали на отличную лесовозную дорогу, уходящую на север.

Дорога была в прекрасном состоянии почти на всём протяжении. Я то и дело вспоминал Финляндию — различий почти не ощущалось.

Поворот к неизвестности

Но вот грейдер привёл нас к разворотному кольцу. Дальше дорога продолжалась, но выглядела уже старой, малоезженной, и было ясно, что впереди ждут трудности.

Немного наученный опытом, я остановился, спустил колёса до полутора атмосфер, включил пониженную передачу, и мы двинулись в неизвестность.

Чем дальше, тем меньше становилось свежих следов. Только влажные колеи, поросшие травой и листьями. Справа постоянно виднелась заполненная водой канава — признак того, что когда-то дорога была ухоженной. Ехать пока было несложно, но путь преградил упавший тополь.

К счастью, с собой была бензопила, и минут через десять я вырезал часть ствола, перекрывавшую дорогу.

Дальше бревно оттащил машиной.

А потом убрал на обочину с помощью верного хайджека — моего универсального инструмента, который служит и домкратом, и лебёдкой.

Борьба с дорогой

Дальше мы медленно пробирались по мокрой дороге, казалось, забытой всеми. На особо глубоких и опасных колеях я пытался ехать по бровкам. Это напоминало езду на одноколёсном велосипеде по льду — приходилось активно крутить руль, путаясь в собственных руках, чтобы сохранить равновесие и не свалиться ни в канаву, ни в колею.

В одном месте машину всё же занесло не туда. Пришлось долго и мучительно взбираться на подъём — вроде бы и не крутой, но оказавшийся ужасно скользким и вязким. Немного проезжаешь вперёд, откатываешься назад, с разгона проезжаешь ещё метр, и так до бесконечности.

Слева за деревьями показалось озеро, соединяющееся с Ровским. Туда же ушли более-менее свежие следы квадроцикла. Здесь дорога стала совсем старой, будто её не касались колёса с прошлого года.

Через ручей Ровский, который изначально меня беспокоил, к счастью, был перекинут вполне нормальный мост.

За ним дорога совсем заросла кустами, но, к счастью, упавших деревьев больше не встречалось — те, что были, уже пропилили предыдущие путешественники.

Мне казалось, что просека становится шире, а лес вокруг — более хвойным и сухим.

Кусты на дороге, казалось, даже придавали ей прочности, и я начал надеяться, что так мы и доедем до самого укрепрайона.

Западня

Увлёкшись самообольщением, я потерял бдительность и полез в одно опасное место без разведки.

Как обычно, хотел проехать по бровкам, но скользкая мокрая глина уволокла машину в самую жижу.

Машина проползла несколько метров и намертво застряла. Вот так!

Я думал, что сегодня мы достигнем цели, но, похоже, всё будет не так просто. Хлюпая сапогами в воде, я вытаскивал из багажника ящик с цепями и стропами.

Битва с глиной

Где-то через полтора часа нам обоим стало ясно, что электролебёдка — вовсе не роскошь.

Изо всех сил я тянул руками рычаг хайджека, который сейчас служил шагающей талью, но это было похоже на попытку сдвинуть с места вросший в землю валун. Немного подтянешь, бежишь к машине, крутишь в глине беспомощными колёсами, снова бежишь к хайджеку и опять подтягиваешь. В конце концов меня осенило: надо попробовать использовать домкрат по прямому назначению. Но с первой попытки, когда я попытался поднять «Буханку» за переднее колесо, хайджек полностью ушёл в грязь, и я потом долго мучился, вытаскивая его оттуда.

Но потом дело пошло бодрее — нашлись какие-то брёвнышки, которые подложили и под домкрат, и под колёса. Машина встала выше, тянуть стало чуть легче, и ещё через полтора часа я наконец выдрал её из глиняной западни. Немного побуксовал, подёргался и всё-таки выскочил на твёрдое. А ведь предстоит ещё возвращаться назад. С этими мыслями я проехал метров триста вперёд и остановился. На ночёвку. Мы с Натальей очень устали после всего этого.

Ночёвка и планы на завтра

Остановились мы не зря. Чуть позже, проведя разведку, я выяснил, что дальше дорога уходит в сплошное болото, где сейчас можно проехать разве что на гусеничном трелевочнике или пневмоходе. Наверняка, там можно пробраться и на какой-нибудь подготовленной машине, но для нас это было бы слишком тяжело, если не невозможно. До укрепрайона, точное расположение объектов которого мне было неизвестно, оставалось километра полтора-два. Решили выдвинуться туда пешком завтра. А пока мы готовились к ночёвке в этом прекрасном месте, исполненном мрачной атмосферы вепсской готики.

А про сам укрепрайон я напишу в отдельной статье.