Вплоть до начала двадцатого столетия чукчи выделялись среди народов северо-восточной Сибири своим крепким здоровьем и необычайной плодовитостью. В их стойбищах семьи с пятью, семью и даже девятью живыми детьми не были редкостью, что заметно контрастировало с соседними племенами.
Однако за этой высокой рождаемостью скрывалась и трагическая статистика детской смертности. Случаи, когда из тринадцати рожденных выживало семеро, из девяти — пятеро, а из одиннадцати — лишь трое, были обычным делом. Потери были огромными.
Если в семье росло до девяти ребятишек при уровне смертности за пятьдесят процентов, нетрудно подсчитать, что за свою жизнь женщина могла перенести восемнадцать, а то и двадцать родов. Это невероятная нагрузка на организм.
Суровые реалии: болезни и инфантицид
Дети уходили из жизни по разным причинам: из-за суровых болезней, несчастных случаев, а также в результате инфантицида — умышленного детоубийства, печально распространенной в те времена практики.
«Если умирала мать, новорожденного часто ожидала та же участь. Младенца относили вместе с ней на место погребения, поскольку считалось невозможным выкормить и вырастить его без матери. Известны и истории о самих роженицах, которые, чувствуя приближение смерти, сами душили своих детей, принося их в жертву духам».
Сегодня это кажется немыслимой жестокостью, но важно понимать контекст эпохи. Подобные обычаи существовали тогда повсеместно, в том числе и в среде русских крестьян, будучи порой единственным способом выживания общины в экстремальных условиях.
Ранние браки и долгий репродуктивный цикл
Чукчанки начинали рожать очень рано, что обеспечивало длительный, около тридцати лет, период фертильности. Браки заключались в юном возрасте, а для очень молодых матерей даже существовало особое слово — «телка-мать», по аналогии с оленихой, принесшей первого теленка.
При этом в народе осознавали вред слишком ранних отношений. Обычай осуждал связи с девушками, «не имеющими полных грудей и месячных», понимая, что это может подорвать здоровье будущей матери.
Роды как испытание силы духа
Самым удивительным аспектом был подход к самим родам. Считалось, что чукотские женщины рожают легко, и эта идея культивировалась особыми суровыми правилами.
Женщине строго-настрого запрещалось стонать или как-либо иначе проявлять страдание. Помощь со стороны других женщин также не допускалась. Роженица должна была справиться со всем самостоятельно: принять ребенка, перерезать пуповину, утилизировать послед.
Если же женщине все-таки помогали, это становилось клеймом на всю жизнь. Над ней и ее мужем, которого могли прозвать «повитушным», постоянно насмехались.
Впрочем, иногда «помощь», которую оказывали у некоторых соседних народов, была страшнее ее отсутствия. «У северных якутов, если роды затягивались, повитуха могла взять тяжелый ящик и его острым ребром давить на живот роженицы, пытаясь буквально выдавить ребенка».
По сути, это был жестокий, но эффективный естественный отбор. Веками выживали и передавали свои гены только те женщины, чье телосложение и здоровье были предрасположены к быстрым и успешным родам. Именно этот беспощадный механизм и лежал в основе феномена высокой рождаемости и физической выносливости чукчей.
При подготовке статьи использована информация из монографии В.Г. Богораза «Чукчи».
