Столичная роскошь и провинциальная реальность: как Москва обновляет транспорт за счёт регионов

Да, Москва действительно преображается, и те, кто указывает мне на это, когда я критикую российские реалии, абсолютно правы. Столица становится краше день ото дня.

Новшества столицы и первые трудности

Недавно в городе запустили Московские центральные диаметры (МЦД) — масштабный проект «надземного метро», призванный связать отдалённые районы. Идея в том, чтобы жителям, скажем, с одного конца Садового кольца было проще добраться до уютного кафе на другом. Правда, старт выдался небезупречным: пассажиры жалуются на сбои, очереди и то, что не все вагоны выглядят как с иголочки. Но эти проблемы, как говорят, решаемы — достаточно влить пару-тройку миллиардов из поистине бездонного московского бюджета. А возможностей для этого предостаточно: если взять общие транспортные расходы всех российских регионов, которые составляют около 560 миллиардов рублей, то на одну Москву приходится львиная доля — целых 70%, или 391 миллиард.

Обновление парка: Москва в приоритете

Другие виды городского транспорта тоже не обделены вниманием. Только за 2019 год столица планировала ввести в эксплуатацию более полутора тысяч новых автобусов, электробусов и трамваев. А если оглянуться назад, с 2010 года парк пополнился почти десятью тысячами единиц нового подвижного состава, включая троллейбусы.

Взгляд из провинции

Мне кажется, жителю российской глубинки, который ежедневно по часу трясётся в разбитой маршрутке, стоит и порадоваться за столичных небожителей, и посочувствовать их временным неудобствам с МЦД. Ведь его родной город тоже не остаётся без «заботы».

«Наследство» для регионов

Провинция получает щедрые дары от Москвы — списанный электротранспорт. По нормам износа эти трамваи, троллейбусы и автобусы, которым зачастую больше десяти лет, давно пора отправлять на утилизацию. Но так выходит даже лучше: и лишних трат нет, и благое дело делается — транспорт ведь ещё «ходит».

Списанные московские вагоны и машины с помпой и благодарностью принимают Кемерово, Омск, Саратов, Владивосток, Ярославль, Таганрог и даже миллионный Новосибирск. Логика проста: даже бывший в употреблении столичный трамвай зачастую выглядит предпочтительнее того, что местные власти могли бы собрать из того, что есть, образно говоря, «из швейных машинок».

Обратная связь: финансовые потоки

Взамен, транзитом через федеральный бюджет, регионы исправно отправляют в Москву налоговые отчисления. Ведь столица, если вдуматься, производит в основном управленческие решения, маркетинговые концепции и... мусор.

Хотя, если разобраться, это зачастую одно и то же...

Но об этом я обязательно подробнее порассуждаю в своих следующих материалах!